Формирование критического мышления учащихся на уроках физики
Формирование критического мышления учащихся на уроках физики
Стремительно меняется мир, меняется ученик, меняются подходы к образованию учащихся. Современная школа должна вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования.
Учителя и родители часто замечают отсутствие у учащихся интереса – мотивации, сетуют на плохие результаты учеников. Что может предпринять учитель, чтобы изменить ситуацию?
Специалисты рекомендуют создавать условия на занятиях для развития определенных детских способностей, без которых не возникает устойчивого стремления ни к какой деятельности, учебной в том числе. Ключевые из них –
– способность к символическому восприятию и выражению (способность воспринимать разнородную информацию и организовывать свои действия в соответствии с полученными сведениями);
– способность предвидеть (ставить цели, осознавать последствия своих действий);
– способность наблюдать и делать выводы, учиться на чужом примере;
– способность управлять своим поведением;
– способность к рефлексии.
(Л. Борисова. «Парадоксы учебной мотивации»)
Технология развития критического мышления (Ч. Темпл, К. Меридит, Дж. Стил) разработана с целью максимальной реализации творческого потенциала обучающихся, развития их мышления. Для достижения эффективности обучения педагог должен совместно с обучающимися пройти три стадии: стадию вызова, стадию реализации смысла(осмысления содержания), стадию рефлексии.
Первая стадия – «вызов». На этом этапе ставится задача – «вызвать» имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность. Для этого используются разные методы и приёмы: «толстые» и «тонкие» вопросы, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео– или графический ряд, кластеры и др. Работа в группе или в паре, сотрудничество способствует активному включению в процесс генерирования идей неуверенных в своих силах учащихся. Так, например, на первом же уроке изучения темы «Электризация тел» гимназистам предлагается вспомнить и рассказать всё, что они слышали об этом явлении, при каких условиях его наблюдали, в чём оно проявляется, как устранить эффекты статического электричества и в чём оно может быть полезным.
Важной составляющей учебного общения является умение задавать вопросы, которые служат мотивацией к изучению материала, способствуют лучшему закреплению изученного, а также «работают» на рефлексию. В системе критического мышления этот приём получил название «Приём тонких и толстых вопросов». «Тонкие» вопросы ориентированы на конкретную информацию. Чаще всего они начинаются со слов: Кто?, Что?, Когда?, Как? «Толстые» вопросы требуют осмысления, они выявляют причину явления, причинно-следственные связи, закономерности, и т. д. Они чаще всего начинаются со слов: Почему?, Что будет, если?, Зачем?
Для составления таких вопросов можно привлекать таблицы, графики, рисунки в дидактических и других доступных пособиях.
Тематический ряд
Допустим, вот так можно начать урок «Сила трения» – что, по-вашему, связывает все эти ситуации? О чём мы можем поговорить на сегодняшнем уроке в продолжение темы «Силы»? Активизируется фантазия, наблюдательность, появляются попытки найти сходства на первый взгляд мало связанных рисунков. Стимулирует мысль учащихся и приём верных или неверных утверждений, получивший название «Верите ли Вы?». Этот прием включается в любую стадию урока. Учитель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т. д.
Вторая стадия «Осмысление» На этом этапе урока ставится задача организации работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника). Анализ – это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части, что позволяют сделать различные таблицы и схемы. Методы и приёмы, используемые на этой стадии, различны. Например: «инсерт» (метод разметки текста. Из возможных вариантов я люблю следующие: «+» – я знал это, «?»– не понятно, надо разобраться, «!»– это), «фишбоун» ( приём, в котором общая проблемная тема разбивается на ряд причин и аргументов и оформляется в виде рыбной кости : хвост – проблема, кости – её причины, аргументы и факты, а голова – вывод), «идеал», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, формирование кластеров и т. д. Спрашивать, как и искать информацию, можно работая в парах или группах. У меня в кабинете парты закреплены, поэтому работа проводится либо в парах, либо в четвёрках.
Для умения в последствие составлять конспекты, не переписывая при этом весь учебник, выделять главный смысл, я учу выявлять ключевые слова и словосочетания, составлять логические цепочки. Мои учащиеся в основном звене полюбили представлять информацию в виде кластеров. Это приём выделения и графической систематизации смысловых единиц в виде грозди. В таком виде удобно представлять и большие объемы информации.
Метод кластеров можно использовать на любых этапах урока в ТРКМ.
Удобной для второй фазы работы является приём, связанный с таблицами ЗХУ (знаю, хочу, узнал) «Плюс-минус-интересно» (ПМИ) либо ее модификацией «Плюс-минус-вопросы». Данный приём позволяет учащимся даже скучный текст из учебника прочитать внимательно, без волевого усилия
Третья стадия «рефлексия» Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают. Для этого используются уже указанные нами выше таблицы, кластеры, синквейны, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ и т. д.
На этом этапе важными являются и стратегии, с помощью которых происходит развитие монологической речи школьников. К таким относится и стратегия РАФТ. Суть стратегии – создание текста. Автор сам выбирает, от какого лица и для кого будет написан текст, то есть определяет свою роль. Это помогает снять страх перед выступлением неуверенным в себе учащимся. Даётся задание написать монолог, эссе, письмо, стихотворение, страдания, частушки, докладную записку, заявление и т. п. от имени Воды, Силы трения, Радуги, Плавления, Радиации, Молекулы, Архимеда и т. д. на имя Главного инженера завода, Изобретателя, ученика 7 класса и пр.
Ситуационные задачи помогают перевести теоретическую проблему в жизненную ситуацию, что сближает учебный материал с реальной действительностью. Например, при повторении темы «Сила трения» в 10-ом классе старшеклассникам предлагается разработать и провести эксперимент по перестановке в доме тяжёлой мебели, оценив эффективность предлагаемых способов по возможным критериям.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Таким приёмом становится синквейн – стихотворение из 5-ти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Я в качестве примера привожу синквейн, который был написан моими учениками 8 класса.
Ток
Необходимый, опасный
Движет, нагревает, убивает
Мы все его заложники
Есть ток – есть контакт!
Развитие критического мышления формирует у школьника умение решать проблему, т. е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Приёмы и методы ТРКМ способствуют выработке таких коммуникативных умений, как определение функций участников, способов взаимодействия, обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений, способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию, строить продуктивное взаимодействие, планируя его. Кроме того, в системе ТРКМ формируется умение вести диалог и грамотно строить монологическую речь. Именно поэтому в обучении данная технология способствует личностному росту каждого ребёнка.
Основным критерием результата является критичность мышления учащегося – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Литература:
1. Ермолаева М. Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. – СПб. : СПбАППО, 2007.
2. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – СПб : Альянс – Дельта, 2003.
3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.
4. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. 2003/ http://altai. fio. ru/projects/group3/potok67/site/thechnology. htm
5. «Первое сентября» 2013 г, №4 (1599), Москва.
Интернет-источники:
http://www. criticalthinking. org/
http://www. peremena. kg/index. php?pid=12
http://o-ch. ru/reviews/critiacal/
http://www. prosv. ru/ebooks/Aleksashina_Estestv_11kl/5. html
http://festival. 1september. ru/articles/513292/
http://www. prosv. ru/ebooks/Aleksashina_Estestv_11kl/5. html
И. А. Лисовская, ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса, Санкт-Петербург