Нужен ли экстернат?
Нужен ли экстернат? Хорошо забытое старое…
Идея школ-экстернатов в принципе не нова: и в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование. Также детей с ослабленным здоровьем – из-за частых пропусков уроков. Режим учебы различен: от 2 до 4 раз в неделю ребята приезжают в экстернат на консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через Интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами, спортом или снимаются в кино. Или усердно осваивают языки. Для них экстернаты – счастливая возможность все успеть. Бывает, девушка забеременела уже в школьные годы. Заочное и самостоятельное обучение спасут ее от психологического шока и позволят получить образование наравне со всеми и даже раньше. Необычно? Непривычно? Но и дети у нас весьма необычные и зачастую попадают в не привычные для нас, взрослых, ситуации. В новом веке – новые времена!
Что же такое экстернат
Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. В этом Положении определено, что экстернат – это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без пометки «экстернат» – такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему равноценный.
С тех пор не нужна весомая причина, чтобы оставить школу по месту жительства и уйти в экстернат. Почему оставить? Например, в 7-8-м классах каждый день у ребят должно быть по шесть-семь уроков плюс три часа на домашнее задание. Получается десятичасовой рабочий день. Подросток дополнительно занимается в кружках и секциях, ходит на подготовительные курсы в вуз. Разве реально все успеть? А как обидно в этом случае тратить время впустую.
Нынешняя ситуация такова: экстерном теперь стремятся обучаться многие старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вуз. Многовариантность и гибкость этой системы позволяет подогнать учебный процесс индивидуально к каждому ребенку, подростку, слушателю. Есть удобный вариант для будущих абитуриентов. Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого предмета. Выучил физику за 10-й класс, тут же закрепил экзаменом и принялся за другой предмет… Вот вам и углубленный подход к изучению предмета. Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности – и есть те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.
Достоинства экстерната
1. У родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Кто, как не они, знают, в какое время лучше сесть за учебники.
2. Занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом.
3. Самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Учеба с интересом (есть цель и задачи) куда плодотворнее, чем под нажимом.
4. Дети-экстерны рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и раньше сверстников желают приступить к работе.
5. После двух-трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.
Недостатки экстерната, вернее, проблемы
1. Если для вашего ребенка обычная школа не по зубам, он плохо организован, любит улицу – экстернат расслабит его еще больше.
2. Экстернат изолирует ребенка от коллектива.
3. Дома в случае непонимания темы некому задать вопросы. Большую поддержку оказывает Интернет.
4. Обучение в основном платное.
5. Родителям необходимы поддержка и ясность для каждого случая отдельно.
Ю. Ю. Аграшенкова,
зам. директора по УВР ГОУ ЦО,
г. Москва