Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

Учительство – это искусство,

труд не менее творческий,

чем труд писателя или композитора,

но более ответственный и тяжелый.

Д. С. Лихачев

Давайте знакомиться! Меня зовут Пухальская Лариса Владимировна. Я работаю в лицее № 9 и в Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей Оренбуржья. Уже более 30 лет я преподаю русский язык и литературу. А кажется, что только вчера я переступила порог школы № 12 г. Оренбурга, где и началась моя педагогическая деятельность, зашла в 9 класс на свой первый урок. Сказать, что я волновалась, не сказать ничего! Может быть, покажется странным, но и сегодня я не могу избавиться от чувства волнения, особенно 1 сентября. Вроде бы и проблем с дисциплиной у меня никогда не было, и общий язык с детьми и их родителями нахожу достаточно быстро, и секретные рычаги управления классом есть, да и в ногу со временем стараюсь идти, а волнуюсь, как и тридцать лет назад. Меня часто спрашивают, почему выбрала эту профессию. Мои родители -геологи, сама я несколько лет занималась в геологическом кружке, неплохо знала гидрогеологию. Казалось бы, почему не продолжить династию, тем более, что были победы на соревнованиях, рекомендации для поступления в вуз. На выбор профессии повлияли мои учителя, но не потому, что я хотела стать похожей на них, а потому, что хотелось доказать, что можно работать с детьми, не ломая их личность. Не подумайте, что у меня были плохие учителя. Нет, они прекрасно знали материал, были интересными людьми, у них горели глаза. Но они искренне считали, что метод кнута очень эффективен и тем слаще будет редко выдаваемый нам пряник. Свобода – вот чего не хватало нам. Только ощущение внутренней свободы позволяет творить. И именно это осознание стало ключевым для меня.

Сама себе задаю вопрос: «А что меня держит в школе? Что является стимулом в работе?» В основе моей педагогической философии лежит мое отношение к ученикам, которое выражается в триаде: не формировать личность по своим стереотипам, а пытаться создать условия для реализации способностей каждого ребенка; не навязывать проторенный путь познания, а помочь найти свою тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь, вовремя подставив плечо. Главное – научиться видеть и ценить в человеке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное – чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Я определила для себя следующие педагогические задачи: научить школьников быть независимыми (чем больше мы для них и за них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами); создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями; убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда; подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.

Я стараюсь находить новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои уроки строились на знаменитых трёх «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание. И в этом мне очень помогают коуч– технологии.

Добиться высоких результатов мне помогла система индивидуального наставничества, или коучинг. Коучинг – это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников образовательного процесса с целью получения максимально возможного эффективного результата. Главное достоинство коучинга – это уважение к личности ученика, вера в него, которые помогают добиться результатов. Вместе с детьми мы выстроили свой модельный ряд поведения от коуч – последователь через коуч – подмастерье до творческого союза. Была выведена формула эффективного коучинга: потенциал +информативное поле + индивидуальный маршрут + ситуация успеха – внутренние (неуверенность, комплексы) и внешние (давление со стороны учителя, неверие окружающих) вмешательства.

Учитель – коуч не давит на ученика, а провоцирует к поиску решений, старается понять, что мешает в достижении целей, активно слушает. Ученик в заданных условиях исследует ситуацию и своё отношение к ней, внешние и внутренние препятствия, возможности для их преодоления, выбирает конкретные варианты и составляет план действий.

Еще одна технология помогает мне в работе добиться поставленных целей– теория множественности интеллекта Гарднера. Я использую ее как на уроках, так и во внеурочной деятельности при работе над проектами. Я работаю в гуманитарном и физико-математическом классах. Интересно было наблюдать, как выбиралась тема проекта в зависимости от профиля и типа интеллекта. Дети с логико-математическим интеллектом обладают отличными аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Конечно, большинство таких детей обучались в физико-математическом классе. Они создавали электронные тренажёры для отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ, а также сайт, на котором разместили теоретические материалы, таблицы, алгоритмы, образцы заполнения бланков, ссылки на сайты, информирующие об изменениях в ЕГЭ. Дети, обладающие визуально-пространственным интеллектом, нуждаются в зрительных образах. Они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании. Такие учащиеся выбрали для себя создание буклетов, брошюр, опорных конспектов, помогающих повторить правила. Ученики с преобладающим телесно-кинестетический интеллектом с энтузиазмом взялись за создание учебных роликов, социальной рекламы.

Я уверена, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом саморазвития, ведь учитель– творец в самых различных сферах педагогической деятельности. А также учитель должен помнить слова Г. Галилея: «Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

Л. В. Пухальская, МОБУ " Лицей 9",Губернаторский лицей-интернат для одарённых детей Оренбуржья, г. Оренбург