Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике

Метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике

Метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике

Все науки настолько связаны

между собою, что легче изучать

их все сразу, нежели какую-либо

одну из них в отдельности от

всех прочих.

(Рене Декарт)

Тема, над которой работаю последнее время, заинтересовала меня сразу с нескольких сторон.

Актуальность и перспективность опыта:

В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется "информационной эпохой". Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить.

Поэтому школьное образование ставит такую проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения.

Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.

Задачей учителя на своих уроках является формирование у учащихся информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования: "Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", «. . . школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщенные способы учебной деятельности, обобщенные способы познания. . . ». В связи с этим разрабатываются новые концепции образования, к примеру, «Школа – 2000», «Школа – 2100», в которых ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения является не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщенное, целостное представление о мире.

Решению этой главной задачи способствует использование межпредметных связей на уроках. Ведь молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике. Чтобы наполнить образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Практическая значимость данной темы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов:

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что современное образование предусматривает значительное расширение роли физики, информатики и информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся, ростом их технической и технологической грамотности. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации, а система физических воззрений – их лучше осмыслить и понять.

Информатика, как школьный предмет, обладает колоссальным межпредметным потенциалом, она способна осуществить связь знаний, получаемых учениками на уроках физики, химии, биологии, математики и других.

При этом важно руководствоваться следующим исходным принципом: не готовить ребят к определённой профессии, а прежде всего развивать у них способности к деятельности в той сфере, которая наиболее близка их характеру, психическому складу, природным задаткам и интересам, мотивировать учащихся на творческую и познавательную деятельность.

Наличие теоретической базы опыта:

Заметим, что проблема межпредметных связей в обучении имеет давнюю историю. Еще великий французский просветитель Ж. Ж. Руссо в своей работе «Исповедь» писал: «Когда имеешь настоящую склонность к наукам, первое, что чувствуешь, предаваясь им, это их связь между собой, в силу которой они взаимно притягиваются, помогая друг другу так, что ни одна не может обойтись без другой. Хотя ум человеческий не может охватить их все и необходимо всегда предпочесть одну как основную, но если не имеешь некоторого представления о других, часто пребываешь во мраке даже в своей. . . »

Впервые психологически обосновать взаимосвязь учебных дисциплин попытался И. Ф. Гербарт. Ученый отмечал, что область «умственной сферы» проявляется в способности воспроизвести ранее усвоенные знания в связи с теми, которые усваиваются в данный момент.

Наиболее полное обоснование межпредметных связей в классической педагогике дал К. Д. Ушинский. Опираясь на психологические основы различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, месту и т. п. ), ученый выделил дидактическую значимость таких связей. Аналитико-синтетический метод обучения письму и чтению по К. Д. Ушинскому является одним из наиболее удачных случаев интеграции предметов. Сущность этого метода состоит в приспособлении и объединении в единое целое отдельных элементов двух видов речевой деятельности – письмо и чтение – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния – однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

На современном этапе стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными, поэтому в своей работе активно использую такое направление технологии личностно-ориентированного обучения, как проектная деятельность и межпредметные связи.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Данная педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектного обучения:

– способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

– развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;

– обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.

Ведущая педагогическая идея:

Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей.

Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает. . . Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать?

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Оптимальность и эффективность средств:

В своей деятельности использую методы и приемы обучения, средства, которые способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

 технологии личностно-ориентированного обучения, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – это не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;

 технологии развивающего обучения. Ориентация на "зону ближайшего развития" ученика позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, влияние окружающей среды и условий.

 технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. Ведь учебная деятельность немыслима без учёта особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;

 педагогическим мастерским, где ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету, где царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения;

 проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением; формирует навыки работы с различной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь;

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

С некоторых пор в нашей школе учащиеся работают над своими творческими про-ектами и научно-исследовательскими работами в рамках школьного научного общества «Созвездие».

Проекты в информатике и физике могут выступать в роли интегрирующих факторов. Использование компьютеров и элементов информатики в других дисциплинах, изучаемых в школе, может продемонстрировать ученику необходимость и целесообразность применения компьютера в повседневной жизни, как инструмент для добывания и использования информации. Межпредметные связи, метод проектов и использование ИКТ позволяют не только углубленно изучать материал по каждому из предметов, но и формировать общеучебные умения, системы научных знаний, мировоззренческие убеждения.

В рамках методической недели математики, физики и информатики учащиеся школы выступают с межпредметными проектными и исследовательскими работами: Н. Завгороднев « О трении силы замолвите слово», К. Шкуркина «Исследование физических моделей», Е. Баринова «Пыль в нашей жизни», в которых учащимися были раскрыты связи между науками гуманитарного и естественно-математического цикла.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов, выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали 4 выпускника школы, средний балл по их результатам– 66.

В 2012 году ЕГЭ по физике сдавали два выпускника: 59 и 59 баллов.

В 2013 году также ЕГЭ по физике сдавали двое выпускников школы: 92 балла и 55 баллов, то есть средний балл – 73,5.

В 2013 году ГИА по информатике и ИКТ сдавали двое выпускников девятых классов с результатами: 72 и 77 баллов, то есть средний балл – 74,5.

Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде.

Муниципальный уровень:

2009 г. Водясов М, информатика 10 класс, 1 место

2010 г. Водясов М, информатика 11 класс, 1 место

2010 г. Корнилов Д, информатика 10 класс, 1 место

2010 г. Корнилов Д, физика 10 класс , призёр

Республиканский уровень:

2013 г. Грицай И. , 6 класс, победитель открытой республиканской олимпиады по информатике.

Российский уровень:

Участие– 4

Водясов М. информатика,

Корнилов Д. информатика и физика,

Завгороднев Н. информатика и физика.

дистанционная олимпиада по физике и информатике (http://olymp. ifmo. ru).

Завгороднев Н. Всероссийский молодёжный чемпионат по физике .

Возможность тиражирования:

В целях обмена опытом провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы и района, являюсь руководителем районного методического объединения учителей информатики

Кроме этого некоторые методические разработки мною размещены на школьном и личном сайте.

С. А. Уваров, МБОУ "Ардатовская СОШ", г. Ардатов, Республика Мордовия