Метод проектов в обучении физике
Метод проектов в обучении физике
Физика-сложный предмет и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы учащиеся успешно овладевали знаниями.
Метод проектов– система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий– проектов.
Выполнение проекта требует от учащихся:
– самостоятельно приобретать недостающие знания и разных источников;
– научиться пользоваться приобретенными знаниями,
– приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивать у себя исследовательские умения.
Основные этапы работы над проектом:
– постановка цели;
– выявление проблемы;
– формулировка задач;
– обсуждение возможных вариантов исследования;
– продумывание хода деятельности;
– исследование;
– решение отдельных задач;
– обобщение;
– вывод;
– рецензирование.
В своей работе я использую виды проектов:
– исследовательские
– творческие
– методические
– предметно-ориентированные.
Проектное обучение способствует повышению личной уверенности учащихся, отработке умений искать пути решения проблемы, развитию механизма критического мышления, формированию у учащихся исследовательских умений, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать.
Моя роль как учителя:
– оказание помощи ученику в поиске нужного источника информации,
– координирование процесса работы его над его проектом
– поощрение обучающегося.
С помощью метода проектов можно обучить учащихся :
– выявлять и формулировать проблемы-
– анализировать и решать их
– работать с источниками информации
– решать поставленные задачи.
Уже несколько лет учащиеся нашей школы выполняют проекты по физике: учащиеся среднего звена готовят мини-проекты (электронные сборники задач) и презентации по разным темам урока :»Атмосферное давление»,»Полезное и вредное трение»,»Оптические иллюзии»,»Давление в природе и технике» и др.
Старшеклассники при создании проектов активно используют компьютерные технологии и Интернет. Включают в презентации фрагменты видеофильма, рисунки, анимации, схемы. Учащиеся создают монопроекты, изучая какой-либо теоретический вопрос учебной программы с целью углубления знаний»Свойства жидкостей», «Статика»
и межпредметные проекты, требующие привлечения знаний из разных областей:»Как защитить себя от радиации»,»Влияние магнитных бурь на организм человека» «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
В рамках проектного обучения провожу конференции «Электрический ток в различных средах»,»Путешествие по шкале электромагнитных волн», «Радиосвязь сегодня»,»Энергетика России».
Результаты проектной деятельности:
– защита проекта на школьной и районной конференции;
– создание презентаций по темам урока(для ПОУ, пакет заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
– изготовление моделей, анимаций;
– участие в конкурсах(российских, областных):дипломы;
– эффективная подготовка к экзамену;
Приобщение учащихся к научно-исследовательской ,поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе.
Проектная деятельность способствует формированию нового типа ученика, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы. владеющего способами интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству
Н. М. Рязанова, МБОУ СОШ№3, г. Барабинск, Новосибирская область