Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательская деятельность как способ развития познавательного интереса

Исследовательская деятельность как способ развития познавательного интереса

Формирование творческой личности, умеющей решать все более сложные задачи, встающие перед так называемым постиндустриальным обществом, нуждающимся не в человеке – исполнителе чужой воли, а в творце – решателе проблем, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьника. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В настоящее время огромное внимание уделяется изучению иностранного языка. Тем не менее большинство учителей французского языка испытывает немало трудностей. У большинства школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует. Каковы причины? Во-первых, при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются со значительными затруднениями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей. А во-вторых, огромная популярность английского языка, который завоевал статус языка международного общения.

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у обучающихся формируются такие компетенции как учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки); информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств); коммуникативная; компетенция личного самосовершенствования.

Учебно-исследовательская работа школьников организуется по двум направлениям:

  1. урочная деятельность. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов, таблиц, вопросов, тестов и т. п. ;
  2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа, проектная работа по интересам, учебно-исследовательские работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции.

Формирование исследовательских навыков на уроке французского языка происходит постепенно, с учетом возрастных особенностей школьников. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Они создают альбомы (например «Летопись класса», «Французские сказочники»), рисуют комиксы, составляют тематические словари. Уже с первых уроков самые маленькие вовлекаются в исследовательскую деятельность. Так при работе с правилами чтения учащимся предлагается определить, какие одинаковые буквы или буквосочетания используются во всех представленных словах, какой звук они передают, или же выявить недостающую букву в слове для выражения определенного звука.

Конечно же работа по развитию исследовательских навыков продолжается в средней и старшей школе. Например, умение работать с текстом на французском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте) приводит к развитию способности анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Учебно-исследовательские проекты расширяют кругозор учащихся, границы владения языком, развивают творческие задатки, умения и навыки самостоятельной работы, позволяют интегрировать знания из различных предметных областей. Дети работают со справочной литературой, Интернет-ресурсами, с материалами краеведческих музеев, с художественной литературой, тем самым часто для них создается возможность прямого контакта с аутентичным языком. Примером такой работы может стать наша работа над такими проектами, как « Кино во Франции», «Спорт во Франции», «Здоровый образ жизни», «Роль личности в истории развития нашего города», «Люди, которыми гордиться наш город», «Французские заимствования» и т. д. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке, выступление на конференции. После завершения работы дети оформляют стенды, выставки, выпускают газету, делают буклеты, компьютерные презентации.

Требования к исследовательским работам, выполненным учащимися старших классов, заключаются в следующем:

1) работа должна быть выполнена самостоятельно;

2) она должна быть творческой, интеллектуальной, оригинальной, интересной;

3) работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора;

4) также учитывается грамотность выполненной работы, широта использования лексического материала.

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Л. Е. Стульнева, МАОУ СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов, г Балаково, Саратовская область