Работа с одарёнными детьми
Работа с одарёнными детьми
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, я не буду углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе могут в одинаковой степени анализировать, синтезировать и систематизировать материал.
Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому я буду говорить о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Если одаренного ребенка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера – очистить его от примесей. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод ( Сухомлинский)
География – это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики, химии, литературы и истории, математики и биологии. « Без географии – вы нигде!» Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность уч-ся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении?
Работая над данной проблемой мною были поставлены следующие задачи:
-выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
– организовать работу одаренных учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях и создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры обучающихся;
– использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа:.
Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, выделяю такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и. т. д.
В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.
- Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут
- Объясняю новый материал.
- Провожу закрепление новой информации.
- Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:
- Напишите, что вы узнали нового на уроке.
- Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
- Выполните задание по образцу.
- Выполните здание в измененной ситуации.
- Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. .
Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.
Всегда помню высказывание, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!
На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков. В прошлом учебном году я вела элективный курс « Работа с одарёнными детьми» При составлении программы основной целью являлось стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. .
В ней предусматривается широкий спектр заданий: моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов ( Особенно в 9 кл и 10-11 я очень много внимания уделяю таким заданиям : по описанию нужно определить субъект Рф или страну, определить субъкт или страну по её конфигурации), явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания даю ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оцениваю.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает исследовательская деятельность учащихся. «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» (А. Н. Колмогоров).
Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во конкурсах. Выпускница школы Арекаева Юлия с работой « Пролетарский район – вчера, сегодня, завтра,» стала победителем на городской конференции « Школьники города – науке 21 века». , Ученица 11 кл Резепова Катя заняла 2 место в номинации « История моей семьи – история моего народа» на городском конкурсе исследовательских– краеведческих работ « Растим патриотов». Не буду останавливаться на методике исследовательской работы, т. к. об этом мы уже не раз говорили обсуждали.
Предметные олимпиады – ещё одно поле деятельности с одарёнными детьми. По-моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению предмета.
Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Ученику даю задание на лето. Большую помощь оказывает Интернет. Если ученик заинтересован в предмете, в конечном результате, а не просто сходить на олимпиаду для галочки, то он много сам самостоятельно занимается. Моя миссия заключается в том, что я помогаю ребятам в поиске соответствующей литературы для подготовки к олимпиаде, консультирую по возникающим вопросам, знакомлю с типологией олимпиадных заданий и правильным их выполнением и т. д. конечно, всё это во внеурочное время. Результаты нашей совместной работы за последние 2 года:
2010-2011 уч. год
Назёмкина Анна – призёр муниц. этапа 8кл
Милакин Евгений – победитель муниц. этапа10 кл
Милакин – призёр регионального этапа
2011-2012
Сайфетдинова Алина – призёр муниц. этапа 7 кл
Назёмкина Анна – призёр 9 кл
Милакин Е – призёр 11 кл
Милакин – призёр регионального этапа
Милакин – участник всерос. Олипиады в г. Санкт-Петербург
Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Те учителя кто работал в параллели 11 кл, знают, насколько сложен и непрост по характеру Милакин Евгений, были удивлены его результатами. Жалею о том, что начала работать с ним с 10 класса
Большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах Неплохие результаты показали уч-ся , принимавшие участие 2 год подряд в Интернет-олимпиаде, проводимой географ. ф-ом. Дипломами за 2 место награждены ученицы 10 кл – Тюренкова Анна, Ласкуткина Валерия, Стратиенка Ал, и уже будучи в 11 кл за 1 место были награждены Ютяева Алёна, Тюренкова Анна, Милакин Евгений. Назёмкина А Заняла 1 место в вузовской олипиаде среди уч-ся 9 кл. Такие проекты особенно интересны одарённым детям, т. к. здесь огромное поле деятельности для самореализации.
Мне очень приятно, что 5 выпускников этого года стали студентами географического факультета.
Итак, при работе с одарёнными детьми можно выделить несколько наиболее важных моментов их подготовки к различным конкурсным испытаниям:
1 Максимальная самостоятельность. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями, самостоятельно.
2. Активность знаний. Одна из особенностей олимпиад и других испытаний заключается в том, что весь запас знаний и умений находится в постоянном активном применении, использовании при решений заданий.
3. На каждом этапе состязания ученик должен быть готов к более высокому уровню сложности задания ( школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)
4. Анализ результатов прошедших конкурсов и олимпиад. При их анализе вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые ранее
Психологи рекомендуют перед олимпиадой за 2-3 дня отказаться от решений олимпиадных заданий, т. к. крайность « чем больше и сложнее, чем лучше» может привести к психологическому срыву и утомлению организма
В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Нужно дать возможность способному ребёнку испытать чувство успеха, «минуту славы» и желание это ощущение повторить.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого -
К душе ребёнка ключик подобрать
Чтоб смог он целый мир разрисовать
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу – наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг себя!
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной.
Л. С. Захарова, МОУ Средняя школа №5, Республика Мордовия