Разговор за столом
Разговор за столом Они собрались вместе в заваленной книгами комнате, собрались три поколения учителей. Три женщины – три педагога, три матери. Жизнь каждой – это целый учительский дневник, взлеты и падения, удачи и разочарования. Но их объединяет одно – любовь к профессии и служение детским душам. Так они сели за круглый стол, вскипятили самовар, и каждая вспоминала свой первый рабочий день в школе.
Учительство первой, самой мудрой из них, пришлось на послевоенные годы, когда за парты сели дети,чьи отцы и братья не вернулись с фронта. Сели вместе с детьми и великовозрастные дяди, которые порой были и старше ее, и мудрее. Они прошли войну, одержали победу, теперь им нужны были знания для осуществления своих целей, но главное, для того, чтобы поднять страну из руин, восстановить города и села. И у нее была особенная миссия – помочь им в этом.
– Бабушка, скажи, ты испытывала страх, когда пришла на свой первый урок?-спросила внучка, подливая чай.
– Конечно, но я понимала, что моя задача была не только открыть им дорогу к знаниям, но и помочь продолжать жить, несмотря ни на что. Своим предметом я вдохновляла их на мирную жизнь.
Сейчас, много лет спустя, она вспоминала, как готовилась к урокам, писала планы, приходила в класс и чувствовала, как постепенно отогреваются сердца ее учеников.
Вторая начала свой педагогический стаж в восьмидесятые годы. В стране опять был переломный момент, на этот раз «Перестройка». Шли преобразования, в воздухе пахло демократией, перемены начались и в школе: отменили школьную форму, появился одиннадцатый класс, профильное обучение.
– Какими были твои ученики восьмидесятых?– задала вопрос матери дочь.
– Мне кажется, именно в эти годы ученики много читали, открывались «белые пятна» истории, печатались возвращенные произведения Бунина, Куприна, Ахматовой, Пастернака. Дети усердно готовились к урокам, рассуждали и дискуссировали о политике, реформах в государстве, обсуждали события в мире. Да и мы, учителя, держали руку на пульсе.
Свой первый школьный день хорошо помню. Ведь я начала свою трудовую деятельность в сельской школе, куда нас, выпускников педагогических институтов, направляли по распределению. Помню глаза учеников, тишину в классе и собственное волнение. Вот уже 35 лет прошло, уже много поколений выпускников, но в памяти навсегда осталась моя первая встреча с учениками.
Вот дошла очередь до самой юной из них. Она – учитель 21 века. Изменился век, прошло много преобразований в мире, в стране. Изменилась школа: компьютеры, Интернет, новые технологии, новые требования к ученикам и учителям….
– Я помню, какая ты вернулась из школы, когда провела свой первый учебный день! Вся была взволнованная, возбужденная, счастливая!– сказала бабушка.
– Да, глаза у тебя светились, хотелось все нам рассказать,– добавила мать.
– По-моему, мои дорогие, Учитель сейчас не должен стоять на месте, останавливаться на достигнутом, иначе он будет не интересен своим ученикам. Возможности в школе велики, но одно не изменилось – это любовь к детям, желание сделать мир чище и красивее. Вы согласны со мной?!
Так они сидели втроем за столом поздним вечером, вспоминали, обсуждали, хвалили своих учеников, критиковали реформы в образовании. Их разделяет время, но объединяет одно – любовь к профессии и служение детским сердцам.