Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Семья как фактор воспитания

Семья как фактор воспитания Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, по мнению В. Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». (Худяков В. Н. Психолого-педагогические и социально-экономические проблемы семейного воспитания младших школьников. – Челябинск, 1992, с. 87). В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отли¬чается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведе¬ния близких для ребенка взрослых у него выстраивается собствен¬ное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Воспитание в широком смысле этого слова – это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми члена¬ми семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ре¬бенку понять смысл, который придается окружающему миру близ¬кими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Т. А. Куликова пишет: «Семья пре¬доставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социаль¬ный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружаю¬щей действительностью. » (Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : Издательский центр Академия, 1999, с. 104)

Мы разделяем ее точку зрения и можем с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формируя соответст¬вующий образ жизни.

Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что явля¬ется организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятель¬ную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами ос¬воения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которы¬ми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различ¬ным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.

Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т. д. Г. Н. Година, Д. В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям. (Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1987. С. 76)

Начиная с трех-четырех лет, у ребенка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поливать комнатные растения, накрывать вместе с мамой на стол, поддерживать порядок в комнате и другое. По мере взросления обязанности расширяются: он может ухаживать за своей одеждой, обувью, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т. д. Все это с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия.

Однако у взрослых всегда возникают опасения, что ребенок сделает что-то не так. Они постоянно его останавливают. «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай» – такие фразы мы часто слышим от взрослых в повседневной жизни. Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка, на других возрастных этапах.

Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.

«Самостоятельность детей сочетается с их зависимостью от взрослых, причем возраст шести-семи лет, может быть, – считает О. М. Дьяченко, – переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям». (Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М: Просвещение, 1984, с. 82)

Чтобы этого избежать, по мнению О. М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качест¬во, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.

Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми яв¬ляются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небез¬различны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо вы¬полненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».

Итак, личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и включения в общественные отношения. Иными словами, «подлинными основаниями и движущей силой развития личности, по мнению психолога А. Г. Асмолова, выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей». ( Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. – М. : 1996, с. 72)

В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае – родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.

Целью семейного воспитания, по мнению В. Я. Титаренко, является «формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути». ( В. Я. Титаренко. Семья и формирование личности. , – М. : Педагогика, 1987, с. 30)

Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако по мнению В. Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

– развитие интеллекта и творческих способностей;

– развитие познавательных сил;

– формирование опыта трудовой деятельности;

– нравственное и эстетическое воспитание;

– становление и развитие эмоциональной культуры;

– физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.

На наш взгляд, все эти задачи должны осуществляться при благоприятном микроклимате. «Важнейшая функция семьи – психологическая: создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, снятие необходимости в психологической защите, обеспечение открытого самовыражения и взаимного сопереживания,» – считают В. С. Заслуженюк и В. А. Семиченко. ( Заслуженюк В. С. Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М. : Просвещение, 1996, с. 36).

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность человека в общении. Она заключается в том, чтобы получить от партнера сочувствие, поддержку, одобрение. В. С. Заслуженюк и В. А. Семиченко называют эту потребность – потребность в «поглаживании» и отмечают, что ребенку таких «поглаживаний» в день необходимо не менее восьми. Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение, интонация.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, – сложнейшее из производств – производство человека.

Карташова Елена Анатольевна – зам директора по УВР, учитель начальных классов ГБОУ ЦЛПиДО «Наш дом», ЮЗАО г. Москвы