Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии

Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии

Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука , изучающая при-родные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частях, при-родных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества и т. д. 3 . Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения

1 . Цели и образовательные результаты изучения предмета представлены на нескольких уровнях – матапредметном, личностном и предметном. Метапредметные результаты освоения выпускниками школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

– познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии, которые применяются и в образовательном процессе, и в реальных жизненных ситуациях:

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

– умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п. ;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

1 . Главным условием достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии школьников является деятельностный подход.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и раз-витый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др. , является законченной теорией учения, признанной в мире. Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы на-учиться что – либо делать, для этого нужно узнать, как это надо делать. Т. е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя любого предмета, в т. ч. и географии, это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Критерий знаний также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. На современном этапе стоит задача: подобрать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных ситуациях.

Выделяют два вида деятельности: формируемую и познавательную. В процессе постановки целей обучения и анализа формируемой деятельности должно быть выявлено содержание обучения, то есть должен быть дан ответ на вопрос: «Чему учить?» В результате познавательной деятельности учащихся находят ответ на вопрос «Как учить?» В рамках системно – деятельностного подхода установлена возможность формирования мотивации учения (для чего и ради чего учатся) посредством организации деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного материала, организацию деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Проектирование существенно новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося и учителя, задающих новые уровни мотивации, – это стержень формирования мотивации учения.

Чаще всего при изучении географии применяются познавательные исследовательские действия, т. к. подростковый возраст школьников располагает к развитию познавательных интересов и является важной задачей (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего объёма доказательства как компонента воспитания логического мышления 2 . Важную роль в деятельностном подходе для достижения метапредметных результатов отводят проектной деятельности при изучении географии. Проектная деятельность при сов-местном планировании деятельности учителя и учащихся, направлена на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённого продукта. При этом для достижения поставленных целей в результате проектной деятельности конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. Роль учителя заключается в организации совместной работы с учениками, реально сотрудничая в хо-де овладения знаниями. Каждый школьник, участвующий в проектной деятельности выступает как субъект деятельности, что мобилизует и развивает все его способности.

Совместная деятельность требует широкого спектра умений:

– оказывать поддержку и содействие тем, то кого зависит достижение цели;

– обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

– устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

– устраивать эффективные групповые обсуждения;

– обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений;

– чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей 2 .

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует уме-ния прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать при-чинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов – это заме-чательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную по-зицию. Проектная деятельность способствует формированию учаще-гося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллек-туальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Все проявления деятельност-ного метода в комплексе способствуют достижению метапредметных результатов обучения школьников географии.

Список литературы:

1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М. , Просвещение, 2011 .

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

Л. А. Дашкова. МБОУ «Удаченская ООШ МО «Ахтубинский район»