Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Изобразительно-выразительные средства на уроках литературы в 5 классе

Изобразительно-выразительные средства на уроках литературы в 5 классе Важную роль в осознании идейно-эстетической целостности художественного произведения играет овладение учащимися изобразительно-выразительными средствами языка. Одним из недостатков в работе над теоретико-литературными понятиями является поэтапное их изучение. На мой взгляд, такие изобразительно-выразительные средства эпитете, олицетворении можно освоить на одном-двух уроках при изучении раздела "Из русской литературы 19 века".

Понятие об эпитете целесообразнее вводить в 5-м классе при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной. . . " Опыт работы подтверждает, что это стихотворение дает учащихся возможность осмысленно усвоить понятие об эпитете. Вводить термин "эпитет" в "готовом виде" не нужно. Желательно от наблюдений над фактами языка подвести учащихся к выводу. Школьники лучше усваивают тему, когда они не пассивные слушатели, а принимают непосредственное участие в работе на уроке.

Изучение эпитета (не употребляя термина) я начинаю с подготовительной работы. Ее цель пробудить жизненные впечатления и накопить наблюдения над эпитетом. На доске записаны словосочетания:

Березовая роща – золотая роща

деревянный дом – угрюмый дом

Учащиеся должны определить, в каких словосочетаниях прилагательные помогают сделать речь более яркой и выразительной. Ребята в своих ответах отмечают, что в первой колонке прилагательные обозначают только признаки предметов, а во второй – выделяют свойства, качества и производят большее впечатление.

Следующий вид задания – игра " Я работаю волшебником (или поэтом)". На доске даны отрывки из стихотворений русских поэтов о природе с пропусками. На месте пропущенных слов учащиеся должны вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Чтобы они справились с таким заданием, на доске в начале записываю знакомые им строчки:

Мороз и солнце день; день…

Еще ты дремлешь, друг…

… пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя … краса.

Белеет парус …

В тумане моря …

Над рекой …

Сумраком покрыт,

В тишине …

… лес стоит.

Вдоль по улице …

Избы мужиков.

Ходит сторож …

Слышен скрип шагов.

Это задание не вызывает затруднений. Не всегда ответы учащихся совпадают с текстами стихотворений, однако подобранные примеры-эпитеты. Если не совпали вставленные определения, рядом с ними пишем эпитеты, которые использовали поэты, и сравниваем. Такая работа помогает школьникам реализовать свои способности и развивать творческое воображение.

Далее школьники составляют текст на тему "Осень в наших краях", используя жизненные впечатления. После чтения стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» пятиклассникам предлагается сравнить составленный ими текст со стихотворением поэта. Ребята обращают внимание на то, что в стихотворении "Есть в осени первоначальной…" ярче показана картина осени, она преображается, ее чувствуешь. Разговор об эпитете можно начать с вопроса: «Какие слова (прилагательные) помогают представить осень?» Школьники называют словосочетания: дивная пора, хрустальный день, лучезарные вечера, праздная борозда. Чтобы они научились отличать эпитет от прилагательного (определения), проводим сравнение: хрустальный день – хрустальная ваза, лучезарные вечера – воскресный вечер. Ребята отмечают, что хрустальная ваза – это сделанная из хрусталя. Хрустальный день – прозрачный, ясный, светлый. Лучезарный вечер – светлый, радостный. Примерно таким же образом учащиеся объясняют значение других определений. Вместе с ними устанавливаем, что эпитет – яркое выразительное средство языка. Необходимо показать, что эпитет имеет отличительные признаки: подчеркивает свойства и качества предметов или явлений, на которые автор хочет обратить внимание читателя, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

На следующем уроке продолжается наблюдение над эпитетом и закрепление знаний учащихся на примере стихотворения Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою…". После выразительного чтения стихотворения учителем пятиклассникам предлагаются вопросы и задания для анализа текста, рекомендованные учебником и методическими пособиями. Более внимательно останавливаемся на эпитетах. Учащимся нужно помочь представить зимний лес и почувствовать жизнерадостное веселое настроение стихотворения. Школьники самостоятельно выписывают эпитеты: снежной бахромой, сном волшебным, солнце зимнее, луч косой, легкой цепью пуховой, ослепительной красой. Я не стараюсь осложнить задания учащихся, связанные с определением роли эпитета в тексте. Для нас важно, чтобы они воссоздали в воображении образ зимы и представили, как «весь он вспыхнет и заблещет ослепительной красой». На первых порах я формирую умение выделять эпитеты в стихотворении.

Я также считаю необходимым обратить внимание пятиклассников на другой троп, который встречается в этом стихотворении – "лес стоит". Учащиеся часто не могут отличить метафору от олицетворения. В учебниках и методических пособиях указано, что олицетворение – разновидность метафоры, уподобление неживого предмета живому существу. Поэтому для учащихся "лес стоит" – это олицетворение, так как неодушевленный предмет наделяется человеческими свойствами. На мой взгляд, более точное и полное определение понятия "олицетворение" дано в "Кратком словаре литературоведческих терминов" под редакцией Л. И. Тимофеева: "Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями". Для закрепления теоретико-литературных знаний проводится работа с учебником в форме игры «Кто назовет больше олицетворений и метафор, которые встречаются в стихотворениях русских поэтов?» На заключительных занятиях по изучению раздела «Из русской литературы 19 века» можно провести игру « Из каких стихотворений русских поэтов взяты эти эпитеты метафоры, сравнения, олицетворения?»

Таким образом, школьники постепенно учатся не только находить в тексте эпитеты, олицетворения, но и определять их значение.

М. М Хакуашева, МОУ СОШ №3, г. п. Терек, Республика Кабардино-Балкария