Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Особое мнение
  • Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве России

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве России

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве России

Нет просто слова.

Оно либо поздравленье, либо красота,

либо боль, либо грязь, либо цветок,

либо ложь, либо правда,

либо свет, либо тьма

Расул Гамзатов

Культурный текст как средство воспитания личности

Сегодня существует множество противоречий, что понимать под культурным текстом. Труды Р. Барта[1], Ю. Лотмана[2], где исследуется природа текста как текста культуры, дают один важный признак – это продукт деятельности человека, а культура – система взаимодействия различных текстов: вербальных и невербальных, предметных и абстрактных; текстов поведения, о которых впервые начал рассуждать Ю. Лотман (там же); текстов города, событийных текстов – текстов истории. Дефиниция «текста» по Барту – это «не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов»Сам термин «культурный текст» был употреблён впервые А. Я Флиером, автором учебника «Культурология для культурологов»

В современной школе обучающийся сталкивается с анализом многочисленных культурных текстов, которые могут «заговорить», а могут и «не заговорить» с ребёнком. Какие же пути познания культурного текста ведут к диалоговому обучению, вводят школьника в яркий, самобытный мир культуры.

Первый уровень познания – генетический, он связан с тем, что объединяет произведение (как учитель мировой художественной культуры остановлюсь на примерах художественных произведений) с его эпохой. С автором. Иными словами, текст помещается в определённую среду – историческую, психологическую, социальную, чтобы определить специфику произведения. Генетический анализ позволяет охватить не только текст, но и интертекст, т. е. провести перекличку с другими текстами, с другими культурами.

Второй уровень анализа – имманентный (структурный) анализ. В его рамках рассматривается явление как таковое на синхронном уровне, выявляется его внутренне устройство, так называемая «вторичная моделирующая система». Классический пример – работы В. Я. Проппа[3], великого учёного-фольклориста.

Третий уровень – стилистика адресата. Уровень тоже интересный, хотя на первый взгляд может показаться связь с изучением культуры не столь явная. Опера «Волшебная флейта» для большинства людей воспринимается как волшебная сказка. Но её сюжет имеет прямое отношение к масонству и к инициации. Она была написана, когда Моцарт вступил в масонскую ложу. Конечно, можно прекрасно воспринимать оперу и без этого биографического факта, но не знание определённых пластов информации не откроет в полной мере произведение.

В практике работы нашей школы используются все три уровня открытия смыслов культурного текста, который бы стал не только текстом удивления, а текстом думания. В этом отношении главной педагогической задачей является отбор и структурирование такого учебного материала (КТ), который становится средством формирования духовной личности, а сама деятельность – культуросообразной.

Методический инструментарий педагога включает не только традиционные методы (искусствоведческие), но и такие, о которых ещё совсем недавно школа не только не применяла, но и не слышала: герменевтический, семиотический, синергетический, социально-психологический. Конечно, использование этих методов требует вдумчивого подхода. Это совсем не значит, что на каждом уроке будут включены все механизмы постижения культурного текста. Уверена, сам текст «подскажет» вдумчивому педагогу тот путь, который будет и интересным, и верным, и познавательным.

Герменевтический подход «откроет» самые глубинные, потаённые смыслы. Конечно, целью становится не только и не столько применение того или иного инструментария, сколько сам процесс погружения в культуру, воспитательный эффект от встречи с культурным текстом, от встречи, которая, по словам Л. Н. Толстого, «оцарапала бы сердце».

Именно на стремление познавать, открывать новое и загадочное, нацелены уроки словесности и мировой художественной культуры в нашей школе. Перенесёмся на миг в учебный класс, кабинет эстетики, где идёт урок литературы. Дети читают Пушкина. «Вакхическая песня».

Что смолкнул веселия глас?Раздайтесь, вакхальны припевы!Да здравствуют нежные девыИ юные жены, любившие нас!Полнее стакан наливайте!На звонкое дноВ густое виноЗаветные кольца бросайте!Подымем стаканы, содвинем их разом!Да здравствуют музы, да здравствует разум!Ты, солнце святое, гори!Как эта лампада бледнеетПред ясным восходом зари,Так ложная мудрость мерцает и тлеетПред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!1825 Учитель применяет герменевтический подход, способствующий войти в творческую лабораторию автора и ощутить пульс той эпохи, той жизни. Существуют разные методики герменевтического анализа: «пошаговая» методика автора Н. Шапиро, «7 ключей» В. Г. Маранцмана, «вслед за автором» Ю. Лотмана, «от детали – к главному» Г. Меркина и другие. Сегодня мы предлагаем детям «пойти» к тексту вместе с автором, учитывая, что дети хорошо знакомы с биографией поэта. Поэтому чтение стихотворения предваряется заданием: какие отголоски автобиографии мы слышим в этом тексте?

Десятиклассники без труда раскрывают смысл фразы: «На звонкое дно в густое вино заветные кольца бросайте». Известно, что члены тайного общества «Зеленая лампа», в которое входил и поэт, носили кольца с особым знаком, на них была вырезана эмблема «Зеленой лампы» – античный светильник, как символ разума, просвещения. Знание биографии поэта помогает сделать ещё одно наблюдение: стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссылке, селе Михайловском. Он не смог присутствовать на традиционной встрече с друзьями, отсюда в тональности стихотворения такая полифония – от минора (Что смолкнул веселия час?) до мажора, торжества, особой экспрессии (Да здравствует солнце, да скроется тьма!) Так, обучающиеся делают первое предположение, что стихотворение посвящено дружбе, лицейскому братству. Вывод записывается в тетрадь.

Второй вариант исследования более сложен, но и более важен с точки зрения проникновения в самую суть произведения. Это задание предполагает выявление всех микротем (а учитель вводит термин «эмерджментность», т. е. «приращение» смысла). Используя позитивную мотивацию, предлагается выделить как можно больше микротем и оформить «тематический столбец». В результате работы появляется следующая запись:

Веселье, праздник

Любовь, дружба

Творчество, просвещение

вечность

мудрость – лжемудрость

«солнце ума»

солнце – тьма

В результате обсуждения выдвигается ещё один вариант основной темы – свобода творчества, обязанная дружбе.

Дети поражены той глубиной, которая открылась перед ними: полифонизм тем определил суть произведения. Это стихотворение – гимн дружбе, которая дарует свободу, интеллектуальную, творческую, вдохновляющую и созидающую.

Любой текст – это своеобразное послание его автора нам, живущим сегодня, это код, который важно для нас расшифровать. И, бесспорно, для этого нужно уметь «читать» те знаки, которые посылает нам автор. Этому учит семиотика, а на уроке этому способствует семиотический подход к исследованию культурного текста. В 11 классе обучающиеся знакомятся с культурными текстами XX века, с многочисленными «измами», как правильно заметил Михаил Гапспаров, «открыть» такие произведения не всегда просто. Ван Гога называли Достоевским в живописи, и не только потому, что философия двух художников направлена на поиски смысла бытия, но и по использованию знаков-символов в произведениях. Они словно зеркально иллюстрируют друг друга: вспомним Мармеладова, которому «идти некуда» и картину Ван Гога «На прогулке».

Я предлагаю выпускникам поразмышлять над картиной «Пара ботинок». Неожиданный на первый взгляд выбор: традиционно в школе отдают предпочтение «Подсолнухам». Но, зная, что дети любят учиться на трудном, предоставляем им возможность испытать счастье открытия, пройдя сложный путь «думания», ещё раз подчеркну мысль о том, что дети сегодня разучились и удивляться, и думать. Возвращение необходимо, потому что мы взращиваем «пациентов», а не достойное поколение будущего. «Пара ботинок» … Об этом произведении Поль Гоген сказал: «Я чувствовал, что если не взорвется картина, то взорвусь я!» Именно это высказывание учитель просит объяснить детей после знакомства с картиной.

Сколько же «знаков взрыва» соединил художник в реализации своего замысла? После вдумчивого погружения в картину обучающиеся находят самые разные знаки:

название «Пара ботинок» – «пара» – это знак, обозначающий союз, единение, пара – вместе;

знаковым становится и определение жанра. Что перед зрителем: портрет? Натюрморт? Жанровая живопись?

Цвет-знак (холодно-фиолетовый мир вокруг символизирует чужой, враждебный мир; в центре – пара ботинок, олицетворяющих человека-труженика, человека-созидателя)

Шнурки – их мягкое переплетение передаёт теплоту и любовь автора к людям труда. Ван Гог любил своих героев-крестьян, любил за простоту и искренность. И пусть здесь нет человека, но его присутствие ощущается в каждом мазке, в каждой детали картины. Обучающиеся потрясены той глубиной, которая открывается перед ними: это гимн труду, который преображает мир, наполняет его любовью и милосердией.

100 лет назад в Рыбинске жил и трудился замечательный учитель Иван Иванович Зеленцов. Именно он первым из учителей в Советском Союзе получил Орден Ленина. Он был учителем словесности, но каждый его урок был для его учеников уроком жизни, как-то, обращаясь к своим выпускникам, он сказал: «Я не знаю, кем вы станете в жизни, но уверен: каждый из вас будет настоящим человеком». К сожалению, сегодня мы подобные слова адресовать всем нашим ученикам с такой уверенностью не можем, а значит, сегодняшний разговор актуален и важен не для того, чтобы поговорить и разойтись, а для того, чтобы осознать еще в большей степени необходимость своего труда.

Л. М. Белякова, МОУ СОШ №35, г. Рыбинск, Ярославская область



[1] Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост. , общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Прогресс, 1989. —616 с.

2. Лотман Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). С-П: «Искусство – СПБ», 1993. – 812 с.

[3] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 364 с.