Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Специальная педагогика
  • Обзор методической литературы (в помощь учителю-логопеду общеобразовательного учреждения) посвященный взаимодействию учителя логопеда и родителей

Обзор методической литературы (в помощь учителю-логопеду общеобразовательного учреждения) посвященный взаимодействию учителя логопеда и родителей

1 Бачина О. В. , Самородова Л. Н.

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64

В пособии рассматриваются вопросы психолого-педагогического взаимодействия ОУ и семьи в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития.

Содержательные и организационные аспекты семейного воспитания детей с недостатками речи являются результатом практической деятельности ОУ и включают: методы и приемы изучения особенностей родителей таких детей, – методические рекомендации родителям, – традиционные и инновационные формы– и методы работы учителя-логопеда с семьей – и другие практические материалы. Пособие может использоваться в практической работе логопедами и другими специалистами, осуществляющими работу с родителями детей, с речевыми недостатками. Родители, заинтересованные в эффективной коррекции речевых недостатков у детей, найдут в данном пособии алгоритм своего участия в совместной с педагогами ОУ коррекционно-развивающей деятельности. 2 Н. Г. Свободина Беседы с логопедом. Вопросы и ответыВ этой книге речь пойдет о проблемах обучения, волнующих родителей очень многих школьников, о том, как рождаются эти проблемы и что с ними делать. А еще о законах и инструкциях, которые защищают наших детей. Книга представлена в виде диалога. Здесь можно увидеть распространённые вопросы со стороны родителей и компетентные ответы на них.

Глава 1. Вы должны это знать

Глава 2. Жизнь до…Глава 3. Впереди школа

Глава 4. В первом классе

Глава 5. Проблемы письма и чтения у школьников

Глава 6. Нарушение письма и чтения у взрослых3 Работа учителя-логопеда с семьями. Традиционные и инновационные подходы. Редактор Л. Вакуленко

Проект "Семейное воспитание детей с нарушениями речи" был инициирован осенью 2010 года и активно поддержан учителями-логопедами, руководителями методических объединений учителей-логопедов, преподавателями и студентами МГГУ и КГПА. В настоящий момент экспериментальной деятельностью охвачены 47 учреждений г. Мурманска, Мурманской области и г. Петрозаводска. В данном сборнике представлены практико-ориентированные материалы, созданные силами творческой группы учителей-логопедов в 2010/11 учебном году, а также научные статьи студентов по различным аспектам реализации проекта. В сборнике рассматриваются такие проблемы как:1. Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с нарушениями речи2. Специфика работы учителя-логопеда с семьями детей младшего школьного возраста с речевой недостаточностью Сборник адресован преподавателям дисциплин логопедического профиля, студентам дефектологических факультетов, учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и реабилитационных центров. 4 Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи под. ред. Вакуленко Л. С, Детство-Пресс, 2011 г. В пособии раскрываются методы изучения особенностей семей, воспитывающих детей с речевой патологией, традиционные и нетрадиционные формы организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями, подходы к планированию работы с семьей. Методы изучения семьи ребенка-логопата. Л. С. ВакуленкоРодительское собрание. Л. П. Воронина, Н. А. ЧерепковаРодительские тренинги. Е. С. ВасильеваОткрытые занятия. Л. И. Жеребнева, А. И. ЛихошапкоСовместные занятия родителей с детьми. Т. А. Шистерова"Дни открытых дверей" и выпускные утренники. Н. Е. ВакуленкоДомашние задания. В. В. ФотинаИндивидуальная работа с родителями: консультации и беседы. В. В. Буданцева. Наглядно-информационные формы. Н. Б. Никитенко

Перспективный план работы логопеда с семьей. Л. С. Вакуленко Пособие может пользоваться в практической работе логопедами, воспитателями логопе-дических групп и другими специалистами ОУ, осуществляющими работу с родителями детей с речевой патологией, а также студентами получающими подготовку по специальности "Логопедия", преподава-телями дисциплин логопедического профиля. 5 Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка: в помощь родителямТема брошюры – аномалии речевого развития, которые требуют участия ряда специалистов: дефектологов, логопедов, социальных работников. Нужно помнить, что каждый из названных специалистов в отдельности, хоть и вносит важную лепту, не в состоянии помочь ребенку полностью. Для того чтобы не пропустить проявления отклонений в развитии ребенка, родители должны быть хорошо осведомлены о том, что представляет собой то или иное отклонение, куда и к кому следует немедленно обратиться. Однако не следует забывать и о том, что родители не могут подменить специалистов, какой бы подготовкой они ни обладали. "6 Давидович Л. Р. , Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 112 с. В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской деятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности. Родители и логопед – партнерыРебенок и речь (общие сведения)

Отклонения речевого развитияЕсли ребенок не говоритРебенок заговорил, но…Чтобы ребенок не заикался…Приложение. Особые дети – особое общениеАдресовано родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь. Представляет интерес для специалистов – логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, гувернеров7 Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями: Пособие по специальности "Логопедия" Автор/создатель: Рыжова Н. В. Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. УшинскогоРыжова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, ассистент кафедры логопедии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского пишет о роли семьи, ее классификациях, о трудностях воспитания детей с речевыми патологиями.

Данная книга будет полезна как студентам педагогических ВУЗов, так и родителям, воспитателям. Основной целью данного пособия является углубление и расширение представлений студентов о специфике детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи, а также овладение навыками взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения речи, в ходе коррекционно-образовательного процесса. Пособие состоит из введения и четырех глав. В первой главе освещаются вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных ученых. Вторая глава раскрывает психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. В ней также рассматриваются формы и модели семьи, стили семейного воспитания, специфика отношений в системе "мать-ребенок".

Третья глава знакомит с современными моделями взаимодействия педагогов и родителей в ходе преодоления речевых нарушений у детей. В четвертой главе рассматриваются задачи, содержание и методы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Для успешного освоения представленного материала в начале каждой главы представлен список основной и дополнительной литературы. В конце каждой главы студентам предлагаются контрольные вопросы и задания, темы для самостоятельной работы, основные понятия. 8 Османова Г. А. Логопед – родителямКнига предназначена для домашних занятий взрослого и ребенка.

Занятия будут способствовать развитию у ребенка общих речевых навыков, грамматического строя речи, связной речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти и мелкой моторики. Совместное пение взрослого с ребенком улучшит интонационную выразительность речи и сформирует навыки четкого произношения звуков. Предложенный материал поможет ребенку закрепить знания, которые он получает на логопедических занятиях. 9 Барсукова Л. , Румега Н. , Земская Н. Логопедия для учителей, психологов, родителейОписываются основные трудности, с которыми может встретиться ребёнок при обучении письму и чтению, предлагаются эффективные методики профилактики, диагностики, коррекции нарушений письменной речи. Книга написана школьными логопедами с большим опытом работы.

Содержит богатый практический материал: консультации и памятки для родителей, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия, игры. Предложенные материалы помогут предупредить или устранить нарушения письма и чтения у младших школьников. 1. Для чего нужен логопед в школе2. Виды речевых нарушений у младших школьников3. Учимся на чужих ошибках4. Методика предупреждения и устранения нарушений письма и чтения10 Семья ребенка с отклонениями в развитии Виктория Ткачева: 2007 В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключенияГлава 1. Цели, задачи и принципы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии

Глава 2 Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитиимодели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитииГлава 3. Технологии психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии основные направления психологического консультирования семьиПроцедура консультирования семьи и ее особенности11 Мастюкова Е. М. , Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитииУчебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии12 В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программа родительского всеобучаВ пособии представлены вариативные программы и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями. В основу материалов легли научные разработки Государственного научно – исследовательского института семьи и воспитания (Санкт – Петербург).

Программа "Родительский лекторий"Программа "Материнская школа"Программа "Семейная гостиная"Приложение к программе"Семейная гостиная "13 Дети с нарушениями развития. Психологическая помощь родителямАвтор: М. П. КраузеВ пособии рассматриваются типичные эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются родители, когда у их ребенка обнаруживается то или иное нарушение развития. Обычные в этой ситуации реакции родителей – гнев, отрицание, горе, чувства вины и стыда. Автор предлагаемой книги описывает стадии прохождения кризиса, средства преодоления стрессовых переживаний, восстановления комфортной атмосферы в семье.

Проводимые рекомендации сопровождаются описаниями реальных случаев из психологической практики. Для студентов психологических и дефектологических факультетов вузов, а также практикующих психологов и педагогов. Принесет несомненную пользу родителям, чей ребенок страдает нарушениями развития. Журнал «Логопед»"Логопед" – российский научно-методический журнал по логопедии, выходящий с 2004 года. Цель журнала: помочь логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи.

Основные темы: научно обоснованные и апробированные в практике авторские технологии; презентация новых форм, содержания и методов логопедической работы, оригинальные конспекты занятий, речевые игры и упражнения; методические материалы и конспекты занятий по коррекции недостатков письменной и устной речи у школьников; нормативные документы, читательский клуб. Здесь можно для себя найти статьи логопедов практиков посвященных взаимодействию педагога с семьей – Основные направления просветительской работы школьного логопеда,– Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи), так и практические разработки. Например :разнообразные консультации для родителей, семинары-практикумыигра-соревнование для родителей и детейТимощенко Е. Г. Развитие графомо-торного навыка у детей (консультация для роди-телей) №5/2012Калинкина Е. Б. Родительское собрание «Развитие связной речи детей с ОНР» №1/2012Храмова М. Н. Основные направления просветительской работы школьного логопеда. 2010. – № 1. – с. 98-101. Кизимова Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. //Логопед. №1/2011. Татаринова И. А. Логопедическая школа для родителей. – № 2010. – № 3. – с. 98Кылосова О. Н. Подводные камни процесса формирования письмен-ной речи (семинар-практикум для родителей учащихся 1-х классов) 2009 г. №4. – с. 114-122. Решетова И. А. Приемы развития речи младших школьников (игра-соревнование для родителей и детей). 2008г. № 7 – с. 114-120Школьный логопедБенилова С. Ю. , Климонтович Е. Ю. «Взаимодействие специалистов с родителями и детьми в процессе коррекции речевых нарушений» Журнал «Школьный логопед» №5-6, 2005. Для реализации этого взаимодействия предложены пять принципов работы логопеда в комплексном коррекционном процессеПервый принцип работы с родителями – согласованность действий специалистовВторой принцип работы с родителями – сосредоточение координационных функций в руках одного «ведущего» специалиста. Третий принцип – максимальная информационная открытость специалиста и привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Четвертый принцип – специалист должен быть внимателен, терпим, доброжелателен с ребенком и родителями в любой ситуации, брать на себя всю ответственность за качество взаимоотношений с родителями и ребенком, своим поведением внушать уверенность в успехе проводимой работы. Пятый принцип – логопед показывает родителям пример адекватного с учетом особенностей ребенка взаимодействия с ребенкомВоспитание и обучение детей с нарушениями развития: Методический и практический журналГлавная задача журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" (издается редакцией журнала "Дефектология") – содействие педагогам, учителям общеобразовательных школ, учителям-дефектологам, логопедам, психологам и родителям в организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни до окончания школы. Ведущие темы и направления: раннее развитие ребенка; выявление симптомов неблагополучного развития; дифференциальная диагностика; преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования; интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями; помощь учителям общеобразовательных школ в воспитании и обучении детей с нарушениями развития.

Журнал предлагает конспекты и планы уроков, сценарии комплексных занятий; публикует нормативно-правовые документы, информацию о региональных центрах психолого-педагогической помощи и реабилитации; рассказывает о новых коррекционно-развивающих технологиях, о новинках учебно-методической литературы, о всероссийских и региональных мероприятиях, посвященных актуальным проблемам помощи детям с нарушениями в развитии. А. О. Дробинская Чтобы ученье было в радость (несколько советов родителям первоклассника) № 5, 2009гПредупреждение нарушений чтения и письма у детей в условиях двуязычия. (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6, 2011г. )Влайкова К. В «Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетенции» №4 /2010 стр. 55Ребенок в семье Тихонова Е. С. «Как научить ребенка читать и писать без слез» № 5 за 2007 годЛюбезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с. 55№ 1 за 2006 годБенилова С. Ю. Особые дети – особое общение, с. 77 № 2 за 2006 годКузнецова М. П. , Пурышева С. В. Работа с семьей в условиях Центра ПМСС, с. 44№ 3 за 2006 годКуншина И. И. , Беляева О. Л. Детско-родительский клуб «Ступеньки общения» № 1 за 2007 годАльманах: Популярная логопедия. Научно-методический альманах для педагогов и родителейОсновная идея этого издания – помощь семье в воспитании здорового, активного, любознательного малыша. Только в единстве с семьей педагогические усилия специалистов будут иметь реальный результат. На страницах альманаха опубликованы материалы, которые полезны не только профессионалам, но и, прежде всего, родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своего ребенка. В альманахе представленаСальникова И. Ю. Несносный ребенок! Несносный ребенок. . . Несносный ребенок? Нетеребская В. В. Как справляться с шустриками Алексеева С. В. Занимаемся с ребенком дома №1 (2) 2009 г. Шакурова Г. В. Журнал, как форма вовлечения родителей в образовательный процесс №1 (1) 2008 г. М. А. Илюк Логопедические задания в помощь родителям. №2 (3), 2009Альманах Института Коррекционной педагогики РАО

Этот выпуск альманаха посвящен теме взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, в последние годы она все более значима для специального образо-вания. Полноценная профессиональ-ная работа всегда предполагала организацию конструктивного сотрудничества специалиста с роди-телями.

Однако если традиционно наиболее четко выделялись задачи обеспечения близких необходимой информацией для понимания проблем и возможностей ребенка, обучение накопленным специаль-ным методам поддержки развития, то теперь более явно осознается другой их пласт – то, что раньше, возможно, воспринималось как само собой разумеющаяся эмоциональная основа взаимоотношений людей, объединившихся для помощи ребенку. Это, прежде всего, выделение задач психологической поддержки семьи, индивидуальной работы с родителями, помогающей им быть устойчивыми, активными, творческими и самостоятельными в помощи ребенкуЭлектронная библиотека twirpx. comОрганизация совместной работы логопеда и родителей детей http://www. twirpx. com/file/434991/Рекомендации логопеда роди-телям будущих первоклассников http://www. twirpx. com/file/431099/Беседа с родителями – О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе http://www. twirpx. com/file/292640/Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями http://www. twirpx. com/file/224216/Консультация для родителей Работа логопеда с детьми, имеющими общее нарушение речи http://www. twirpx. com/file/423946/Соболева А. Е. , Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей http://www. twirpx. com/file/224234/Когда нужно обращаться к логопеду – Памятка для родителей http://www. twirpx. com/file/353083/Памятки родителям для организации занятий по заданию логопеда. (из опыта работы) http://www. twirpx. com/file/578409/Вренёва Е. П. 16 вопросов логопеду http://www. twirpx. com/file/586645Логопедический порталРазвитие речевых навыков у первоклассников. Памятка для родителей Как помочь ребенку правильно писать слова? http://logoportal. ru/kak-pomoch-rebenku-pravilno-pisat-slova/. htmlВыступление логопеда на родительском собрании в первом классе. Тема : «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму» http://logoportal. ru/vyistuplenie-logopeda-na-roditelskom- Тест для родителей – Готов ли Ваш ребенок к чтению? Тест для родителей – Готов ли ваш ребёнок к письму?

Метки: Специальная педагогика