Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы на уроке в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида

Введение. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя СКШ 8 вида. . Актуальность этой темы бесспорна, т. к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т. к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач. Значение самостоятельной деятельности обучающихся на уроке. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся. По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:– приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; – закрепление и уточнение знаний; – выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; – формирование умений и навыков практического характера;– формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от учителя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый ученик овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

При формировании знаний и умений учащихся стереотипный способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения. Таким образом, самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они представляют определенную систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т. к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы в СКШ 8 вида. Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически. Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять. При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового. Самостоятельность выполнений учебных заданий обучающимися СКШ 8 вида во многом ограничена.

Тем не менее необходимо постоянно побуждать детей к выполнению самостоятельных работ. Пусть на первых порах эта самостоятельность будет не полной, но организация помощи ребенку должна быть такой, чтобы у него воспитывалась уверенность в своих силах и желание работать самостоятельно. Чрезмерная опека над обучающимся может закрепить у него чувство неуверенности, нерешительности. Целесообразно на первых этапах работы давать несложные задания, которые вполне доступны самостоятельному выполнению, или с незначительной помощью. При этом следует всячески подчеркивать, что ребенок может сам выполнить задание, что в другой раз он сам выполнит еще более трудное задание. Подчеркивание успехов ребенка перед классом является сильным воспитательным средством мобилизации активности ребенка, желания выполнить задание самостоятельно. Очень важным средством поддержания самостоятельности в работе является правильность и доступность словесной инструкции, которой должен руководствоваться ребенок при выполнении задания. Обучающемуся необходимо не только дать задание, но и неоднократно повторить с ним , в какой последовательности он должен выполнять задание. В противном случае он будет постоянно обращаться за помощью к учителю, или же не сумеет выполнить задание вовсе, хотя навыки выполнения у него и будут выработаны. Таким образом, самостоятельность в работе ребенка с интеллектуальной недостаточностью направляется хорошо расчлененной , понятной для него инструкцией. Естественно, что по мере закрепления умения выполнять ту или иную задачу, инструкция будет все более и более сжатой и лаконичной.

Такой порядок работы уместен в любом учебном задании. Следовательно в воспитании у ребенка самостоятельности мы идем от помощи на каждом шагу и от детальной инструкции ко все более и более общей словесной инструкции и к самостоятельному выполнению задания обучающимся. Существенным моментом в этой системе работы является предупреждение и своевременное исправление ошибок. Обучающиеся СКШ далеко не все и с большим трудом могут найти ошибку в своей работе. Поэтому здесь необходим постоянный контроль и помощь учителя. Следует особо отметить, что достижение самостоятельности в усвоении знаний и навыков в СКШ будет возможным только в том случае, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребенка. Дидактические требования к системе самостоятельной работы на урокеСистема самостоятельных работ должна способствовать приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;Система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;Виды самостоятельной работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у школьников разнообразных умений и навыков;Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий. Система самостоятельной работы должна проводиться планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически (вырабатываются устойчивые умения и навыки выполнения различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы ее выполнения). Возрастание интеллектуальных нагрузок и переход к более неполным инструкциям по выполнению самостоятельной работы должны проходить планомерно и последовательно. Необходимо соблюдать дифференцированный подход к учащимся в процессе организации самостоятельной работы, т. к. различным учащимся требуется разное время для выполнения задания. Самостоятельная работа должна вызывать интерес у учащихся (новизна задач, необычность содержания). Самостоятельная работа на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время.

При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ребенка при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для обучающихся, а сами школьники – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически. Сначала у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным обучающимся требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных школьников, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым детям количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять. При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения вперед в познании нового. Самостоятельность выполнений учебных заданий обучающимися СКШ 8 вида во многом ограничена. Тем не менее необходимо постоянно побуждать детей к выполнению самостоятельных работ. Пусть на первых порах эта самостоятельность будет не полной, но организация помощи ребенку должна быть такой, чтобы у него воспитывалась уверенность в своих силах и желание работать самостоятельно.

Чрезмерная опека над обучающимся может закрепить у него чувство неуверенности, нерешительности. Целесообразно на первых этапах работы давать несложные задания, которые вполне доступны самостоятельному выполнению, или с незначительной помощью. При этом следует всячески подчеркивать, что ребенок может сам выполнить задание, что в другой раз он сам выполнит еще более трудное задание. Подчеркивание успехов ребенка перед классом является сильным воспитательным средством мобилизации активности ребенка, желания выполнить задание самостоятельно. Очень важным средством поддержания самостоятельности в работе является правильность и доступность словесной инструкции, которой должен руководствоваться ребенок при выполнении задания. Обучающемуся необходимо не только дать задание, но и неоднократно повторить с ним , в какой последовательности он должен выполнять задание. В противном случае он будет постоянно обращаться за помощью к учителю, или же не сумеет выполнить задание вовсе, хотя навыки выполнения у него и будут выработаны. Таким образом, самостоятельность в работе ребенка с интеллектуальной недостаточностью направляется хорошо расчлененной , понятной для него инструкцией. Естественно, что по мере закрепления умения выполнять ту или иную задачу, инструкция будет все более и более сжатой и лаконичной.

Такой порядок работы уместен в любом учебном задании. Следовательно в воспитании у ребенка самостоятельности мы идем от помощи на каждом шагу и от детальной инструкции ко все более и более общей словесной инструкции и к самостоятельному выполнению задания обучающимся. Существенным моментом в этой системе работы является предупреждение и своевременное исправление ошибок. Обучающиеся СКШ далеко не все и с большим трудом могут найти ошибку в своей работе. Поэтому здесь необходим постоянный контроль и помощь учителя. Следует особо отметить, что достижение самостоятельности в усвоении знаний и навыков в СКШ будет возможным только в том случае, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребенка. Воспроизводящая и творческая работа обучающихся на уроке – это разные уровни проявления их самостоятельности. Если воспроизведение – первый, начальный этап, то творчество – самая высокая ступень самостоятельной деятельности обучающихся. Существенное значение имеет самостоятельная деятельность обучающихся при закреплении, обобщении и повторении изученного материала. Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Падежи имён существительных» обучающиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги.

Предлагаются вопросы:В форме каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на один вопрос?С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл: Сказочный герой – герой из сказки, земляничное варенье – варенье из земляники, южный ветер – ветер с юга и т. д. Среди самостоятельных видов работ, связанных с использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:1) Виды работ частично самостоятельного характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание и т. д.

Например, выполнение такого упражнения носит частично самостоятельный характер: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть. Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется. Также частично самостоятельный характер носит работа по завершению предложений по догадке:Ребята были в лесу. Вдруг слы¼ : во¼ ёлочки кто-то шур¼ . Там ё¼ ! Напала Жучка на ¼ ¼ . Да не тут ¼ ! Наколола она нас и ¼ . Также частично самостоятельный характер носит работа по исправлению предложений: Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае. 2) Виды самостоятельных работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. В процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоение литературного материала учебника на уроках чтения и развития речи. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть.

Учитывая возрастание доли самостоятельной деятельности, на первое место как наиболее лёгкое для обучающихся следует поставить выучивание наизусть, затем – пересказ , которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более самостоятельный и творческий метод освоения материала. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Литература

1. Горностаев З. Я. «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» //Открыт. школа. – 1998. – №2

2. Есипов Б. П. «Самостоятельная работа учащихся на уроке» М. : Учпедгиз, 1961

3. Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся»/ Л. , 1982

4. Кукушкин В. С. «Современные педагогические технологии. Начальная школа» Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») – Ростов н/д. : изд-во «Феникс», 2003

5. Нильсон О. А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» – Тал. , 1976

6. Орлов В. Н. «Активность и самостоятельность учащихся» – 1998

7. Пидкасистый П. И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» – М. , 1980

8. Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» – М. , 1988

Метки: Специальная педагогика