Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Специальная педагогика
  • Особенности диагностики психического развития воспитанников и методы коррекционно-развивающей работы в детском доме (особенности работы с детьми – сиротами)

Особенности диагностики психического развития воспитанников и методы коррекционно-развивающей работы в детском доме (особенности работы с детьми – сиротами)

Диагностика психического развития детей-сирот имеет свои особенности. Особенность диагностики состоит в том, что она направлена на решение двух главных задач:– Сбор информации об уровне актуального развития ребенка на момент его поступления в детский дом (Например, по результатам диагностики делается вывод об уровне сформированности процессов памяти, внимания и др. ). – Определение обучаемости, как интегральной характеристики психического развития ребенка.

На опыте, убедилась, что диагностическое обследование детей-сирот целесообразно проводить не с позиции констатации соответствия-несоответствия возрастной норме, но и с учетом потенциальных возможностей конкретного ребенка, его ресурсов, степени обучаемости в различных сферах т. к. при диагностике, учитывающей только возрастные нормы, индивидуальные особенности ребенка теряются, "растворяются" в диагнозе.

Следует отметить, что выполнение первой задачи является привычной деятельностью для психолога и не вызывает каких-либо затруднений, а вот определение обучаемости является более сложной задачей и требует дополнительного внимания, сфокусированного на анализе и интерпретации всех особенностей поведения ребенка в процессе выполнения задания. Обучаемость ребенка может исследоваться на материале традиционных методик (при соответствующей организации исследования), включающих в себя решение определенных задач: мыслительных, мнемических, коммуникативных.

Диагностику обучаемости я провожу на материале таких методик, как исключение понятий (на картинках и вербально), сравнение понятий, сложные аналогии, существенные признаки и др. Обучаемость является основой для разработки программ медико-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей-сирот. Обучаемость задает уровень сложности программы индивидуального развития, ее продолжительность во времени, дозу, форму и количество помощи, необходимые для конкретного ребенка.

При диагностике обучаемости стараюсь удерживать внимание, не столько на фиксации результатов выполнения ребенком той или иной методики, сколько на самом процессе взаимодействия с ребенком во время эксперимента. Хочу отметить, что оценка развития детей –сирот имеет свои особенности, значительно отличаясь, от распространенных диагностических приемов, применяемых при изучении детей из семей и это нельзя не учитывать т. к. каждый ребенок-сирота имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития.

Для работы с детьми–сиротами трудно найти подходящие методы. Работа с этими детьми похожа на хождение по болоту: неверный шаг в сторону – и ты увяз в трясине недоверия, непонимания, отторжения. Методик коррекционной работы крайне мало, да и нельзя их применять однотипно к каждому, как гласит старая профессиональная заповедь «Форм работы с людьми столько же, сколько людей». Подавляющее большинство наших детей имеют проблемы психологического и педагогического характера: высокую тревожность, низкую самооценку, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, низкую мотивацию в учебной деятельности; отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, импульсивность поведения, ситуативность мышления и поведения. Однако, дети-сироты как личности богаче, продуктивнее, активнее сверстников из семей.

Дети приходят в детский дом состарившимися от пережитого горя. Они часто бывают житейски более опытными, чем мы, люди из благополучных семей, сохранившие еще идеалистический взгляд на мир. Мы знаем только на словах, теоретически о той страшной стороне жизни, с которой так хорошо знакомы наши ребята. Эмоционально и информационно их жизнь перенасыщенна, у них практически нет зоны, недоступной для взрослых и вообще для других людей, и в школе, и в детском доме они постоянно на глазах контролирующих их людей. Поэтому они часто не очень хорошо усваивают новую информацию – из-за перегруженности.

Еще В. Н. Сорока-Росинский, замечательный ученый и педагог, возглавляющий школу для трудновоспитуемых в 20-е годы прошлого столетия писал об отрицательном влиянии на ребенка постоянное пребывания в коллективе, это утомляет, понижает творческую способность. В нашем детском доме для разгрузки психического напряжения созданы творческие комнаты, где ребенок может уединиться, поразмышлять. В компьютере у психолога на каждого заведена карточка, в которой отражаются все успехи и проблемы ребенка, его особенности, схема его коррекции, результаты проводимой с ним работы, подмеченные нюансы характера.

Формы работы психолога в детском доме (диагностика, коррекция, профилактика)– стандартный набор, используемый в обычной общеобразовательной школе. Однако при выборе методов приходится действовать гораздо более тщательно и осторожно в силу психологических особенностей воспитанников детского дома. Особенно это касается коррекционной и развивающей работы.

Оказание воздействия на внутренний мир воспитанника представляет для психолога главный момент в решении вопроса психолого-педагогической коррекции. Мой опыт показывает, что наиболее эффективными методами работы с детьми-сиротами являются арт-терапия, сказкотерапия и песочная терапия. Из-за того, что у воспитанников низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарь слаборазвита рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, часто они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе. Рисунки, коллажи, пластилин, песок позволяют создать точный образ, не прибегая к словам. В образе ребенок может реконструировать травмирующую ситуацию, свое отношение к ней и способы выхода. Как говорится, часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.

Может быть, результаты этой работы заметны не сразу, но эти результаты значительны. С некоторыми детьми мы проговариваем то, что они делают и чувствуют, некоторые склонны работать обособленно, и не любят обсуждать свое творчество.

В таком случае задача психолога – просто быть рядом, обеспечивая защиту и среду принятия, в которой ребенок может позволить своему внутреннему голосу говорить.

Данные техники приносят результаты, о положительной динамике изменений в эмоционально-личностном развитии воспитанников можно судить по следующим показателям: ребята смелее проявляют свою индивидуальность, умеют рассказать о себе, многие ребята стали более открытыми в общении, легко идут на контакт, умеют выбирать способы эффективного поведения, наблюдается снижение вербальной агрессии, тревожности, активность замкнутых детей в обсуждении упражнений, подведении итогов занятий, заинтересованность в себе, собственной деятельности, как следствие становление адекватной самооценки.

Таким образом, арт-терапия, сказкотерапия и песочная терапия не только способствуют самопринятию, созданию позитивного образа Я, но и благодаря этим техникам становится возможным использование всех душевных особенностей воспитанников, находит выход их душевная энергия, так как во многих случаях потому-то они и стали трудновоспитуемыми, что их душевная энергия не находила целесообразного выхода и расходовалась либо зря, либо в уродливых формах.

Водопьянова Л. Н. , педагог – психолог 1 категории,ГБОУ «Старооскольский детский дом»,г. Старый Оскол

Метки: Специальная педагогика