Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Особенности формирования мышления у учащихся начальных классов коррекционной школы

Для успешной работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, учителю коррекционной школы, как и любому другому, конечно, важны знание преподаваемых предметов, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определённой возрастной группы. И вместе с тем этого недостаточно. Учитель коррекционной школы имеет дело с определённой категорией детей, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников.

Особенности развития мышления у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

У детей с проблемами в развитии наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия.

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия.

Кроме того, проблемные дети отличаются степенью включения речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщён, и образы – представления формируются замедленно и фрагментарно.

Основные направления коррекционной работы с учащимися коррекционной школы по исправлению дефектов мыслительной деятельности.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех умственно отсталых детей (общая коррекция) и направленность на исправление дефектов, характерных для определённых групп учащихся (индивидуальная коррекция). Основной дефект учащихся коррекционной школы VIII вида заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. У наших учащихся обнаруживаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Для них характерна инертность мышления, застревание на привычных шаблонных действиях. Самостоятельно им трудно разрешить даже простую ситуацию. Поэтому общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении их интеллектуального уровня, что позволяет им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне.

Для того, чтобы правильно организовать работу по исправлению дефектов мышления учащихся в процессе обучения, необходимо учитывать сущность этой психической деятельности и закономерности её развития. Основой мышления считается сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, осуществляемая совместной работой чувственной и словесной систем. Первоначально мыслительные операции совершаются как подчинённые компоненты практической, внешне выраженной деятельности. Тесная неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями характерна для этапа наглядно-действенного мышления. Каждый ребёнок в своём развитии обязательно проходит этот этап. У детей, обладающих нормальным психическим развитием, период формирования наглядно-действенного мышления в основном завершается к моменту поступления в школу. Поэтому система обучения в массовой школе в значительной мере рассчитана на использование развивающегося у детей словесно-логического мышления. Для наших учащихся характерно то, что процесс развития их мышления к моменту поступления в школу находится в первоначальном периоде. Кроме того, у этих детей и те мыслительные процессы, которые базируются на чувственной (сенсомоторной) основе, осуществляются своеобразно и нуждаются в специальной организации.

Это обстоятельство обуславливает необходимость направлять коррекционную работу с учащимися младших классов на развитие и использование их практического наглядно-действенного мышления. В соответствии с этим коррекционная работа на данном этапе (в 1-4 классах) заключается в развитии у детей – олигофренов способности правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления и, самое главное, использовать свои восприятия в качестве основы мыслительных процессов.

Так как основные мыслительные функции и операции влияют на качество усвоения знаний учащимися, мной ведётся мониторинг результативности усвоения знаний, умений и навыков учащихся. В индивидуальных картах развития учащихся фиксирую динамику развития высших психических функций, в том числе и мышления. Таким образом, мне удаётся не только контролировать результативность учебной работы по предмету и успешность усвоения программного материала учащимися, но и отслеживать динамику формирования мыслительных процессов у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 1994

2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника М. , «Просвещение», 1986

3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : «ВЛАДОС», 2001

Кривцова И. В. ,

учитель начальных классов,

МКС(К)ОУ С(К)ОШ II, VIIIвидов,

г. Ноябрьск, ЯНАО

Метки: Специальная педагогика