Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне
Инновационные технологии в преподавании биологии на профильном уровне
Творчество – это деятельность, в которой
раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит, который
притягивает человека к человеку!
Идеальное сочетание педагогических технологий – это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников. Именно инновации в современном биологическом образовании способствуют повышению мотивации учащихся к изучению предмета.
Основная цель моей педагогической деятельности – освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе.
Особенно актуально использование информационных технологий при обучении биологии на профильном уровне.
В основе профильного биологического образования лежит принципиально новый курс биологии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах.
Перед тем, как начинать преподавать биологию на профильном уровне, я определила для себя основные задачи , исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения:
– Чему обучать? – содержание профильного обучения. Разработала рабочую программу и определилась с методическим сопровождением к учебному процессу.
– Для чего обучать? – цели профильного обучения. Поставила перед собой цель профильного обучения, которая связана с мотивационно – ценностными ориентациями учащихся (биология необходима для поступления в учебные заведения различного ранга).
– Как обучать? – методы и средства обучения. Отбираю дидактические принципы, методы и формы обучения, способствующие повышению эффективности моей педагогической деятельности.
Считаю, что таковыми являются информационно – коммуникативные технологии. В основе моей деятельности лежат три основных типа уроков по способу использования информационных технологий: уроки с использованием интерактивной доски; уроки-презентации; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в классе с выходом в Интернет (в кабинете настроена системаWi-Fi).
Использую современные информационные технологии обучения для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации биологического содержания.
Разрабатываю информационно-компьютерные материалы и внедряю их в учебный процесс: интерактивные уроки, презентации, фотоматериалы, интерактивные тесты, Onlineтестирование, лабораторные работы, документ камеру и др.
Уроки с использованием интерактивной доски SMART Notebook 2014 насыщенны информацией, что необходимо при обучении биологии на профильном уровне, повышают мотивацию учащихся, проходят на одном дыхании, помогают мне максимально использовать средства обучения, доступные в классе и в современном мире Интернет. В начале урока обычно использую научную статью, стихотворение, мифологический рассказ или загадку из чего учащиеся должны сформулировать тему урока. Затем идет целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей, которых должны достигнуть учащиеся на данном уроке. Процесс достижения целей может быть разным (например, просмотрев Internet rok. ru, анимацию school-collection. edu. ru заполнить таблицу, составить характеристику, схему, план и т. д. ), но, в конечном итоге, учащиеся приходят к их достижению. Результаты освоения темы урока отслеживаются сразу же на этом уроке через тестирование в режиме Online на следующих порталах: http://onlinetestpad. com/ru-ru/OnlineTests/Default. aspx; http://www. ege. edu. ru/; http://xn--h1aa0abgczd7be. xn--p1ai/testing/; http://4ege. ru/; biouroki. ru и др. Для отработки ЗУН, использую интерактивные средства и мультимедиа самой доски SMART Notebook 2014: анаграммы, сортировку, опорные точки, тестирование и др.
Подготовка уроков с использованием интерактивной доски требует затрат времени, особенно при создании кроссвордов, тестов, сортировок (нужно подобрать соответствующие фото и рисунки), но, если это делается в системе и отработано учителем до мелочей, постоянно происходит накопление созданного материала, который можно использовать в последующей работе. По возможности, я делюсь созданными материалами с другими учителями биологию на заседаниях районного методического объединения учителей биологии и химии.
Пятый год веду мастер – классы по подготовке учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации по биологии в рамках районной Каникулярной школы. Отрабатываю задания разного уровня сложности на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена и основного государственного экзамена по биологии. Основой занятий является мультимедийная презентация с заданиями (задания копирую из Открытого банка заданий на ФИПИ) для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Каникулярная школа пользуется популярностью среди учащихся 9 -11 классов и учителей биологии Татарского района. В этом учебном году провела занятия по подготовке к ЕГЭ по биологии для учащихся 11 класса с использованием интерактивной доски. В конце занятия учащиеся прошли в режиме Online тестирование по группам на ноутбуках, что позволило им отследить уровень своих знаний по биологии и сравнить их со знаниями других учащихся.
Исследовательская деятельность моих учащихся начинается в 5-9 классах и продолжается на научном уровне в профильных классах. Исследования проводятся в лабораториях ОмГАУ. Оборудование лабораторий кафедры агрохимии позволяют провести более полные исследования. Учащиеся 10 класса провели исследование почвы пришкольного участка и своих участков под руководством Пыхтелевой Евгении Григорьевны старшего преподавателя кафедры агрохимии – рассчитали степень засоления почвы, содержание токсических и нетоксических солей, определили состав азота, фосфора и калия в почвенных образцах. Данная исследовательская работа учащихся по теме «Оценка экологического и агрохимического состояния ландшафта пришкольного участка» заняла второе место в районном этапе Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды – 2013.
Ежегодно мои ученики выбирают биологию в качестве итоговой аттестации. Подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по биологии провожу, используя online тестирование (testirovanie. org, alleng. ru, www1. ege. ru, educent. ru, podgotovka k ege po biologii, http://bio-faq. ru/map3. html#ege , http://mirege. ru, http://ege. yandex. ru/biology-gia/, ege. yandex. ru и др. ). Учащимся, после прохождения online теста, сразу выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.
Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся. Мои учащиеся 10– 11 классов разработали проект «Измени мир вокруг себя» и заняли 2 место в районе. Данный проект полностью осуществлен при озеленении территории школы. В рамках работы над проектом у школьников изменяется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.
Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется на элективных курсах «Основы исследовательской деятельности», «Я и мое здоровье», «Мир растений» и обеспечивает переход на профильное обучение в 10-11 классах в рамках агротехнологического профиля школы. Реализуя агротехнологический профиль с 2009 года, тесно сотрудничаем с Омским государственным аграрным университетом имени П. А. Столыпина: посещаем университет с целью профориентации учащихся, организуем лекторий, практические занятия преподавателей университета при подготовке к ЕГЭ по биологии на каникулах.
Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперед, искать новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и интересным.
Источники информации:
1. Ходанович А. И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
2. Хуторской, А. В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2005. – № 5.
3. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г. ). – Уфа: Лето, 2013. – С. 169-171.
4. Селевко Г. К. Информационные технологии в школе. – Ярославль ИРО, 2003 г.
5. www. 1september. ru/ru/bio. htm
6. Тушина И. А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
- . http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/21fb3c2c-d6ee-49c1-9799-3fdbdb95a0e8/lekciya. htm/lekciya. htm; http://bio-faq. ru/map3. html#ege
О. Д. Никитенко, МБОУ СОШ № 5, Татарск, Новосибирская область