Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Задача педагогической деятельности учителя – это создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.

В соответствии с основными направлениями в сфере образования, учитель внедряет в учебно-воспитательский процесс современные образовательные технологии: метод проектного обучения и информационно-коммуникативные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребёнка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность – средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки владения информационными технологиями, высокую информационную культуру.

Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется: знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные средства в учебном процессе.

Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Использование универсальных информационных программ в процессе обучения; текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим.

Результативность труда учителя во многом зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личность учителя – главный фактор формирования у учащихся определенного отношения к учебному предмету, к учебе, познавательной деятельности вообще. Практика школы показывает, что увлечения учащихся определяется тем, какой учитель преподает предмет.

В. А. Сухомлинский писал: «Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и с наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям – остается глухим к самому к себе: ему недоступно самое главное в воспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Современные образовательные технологии на уроках включают в себя 6 факторов:

1. Психолого-педагогические цели и задачи урока.

2. Учет психических особенностей учащихся при подготовке к уроку. Учет особенностей взаимоотношений уч-ся в коллективе, уровня организованности, подготовленности уч-ся, их отношение к учению, к данному предмету.

3. Психологические аспекты формирования на уроке ценностных качеств: воспитательные задачи урока; формирование убеждений, мировоззрения; использование на уроке знаний психологии (возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).

4. Активизация познавательной деятельности уч-ся оценивается по развитию способностей уч-ся. (Приемы развития внимания, мышления, памяти, воображения).

5. Деятельность и личность учащихся на уроке: интерес к предмету, степень легкости усвоения материала, аккуратность, активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы, дисциплинированность.

6. Характеристика личности и деятельности преподавателя: знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов, умение доступно объяснить материал, умение заинтересовать темой, требовательность, вежливость в общении, дисциплина на уроке, вовлечение учащихся в активную работу, справедливость, умение отмечать достоинства учащихся, создание благоприятной психологической атмосферы, общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др. ), учет психологического состояния учащихся, коммуникативные умения преподавателя (умение находить выход из сложных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных ситуаций).

Благодаря ИКТ (использование тестов, карточек для индивидуальной работы, опорных схем, памяток-инструкций, разноуровневых заданий на уроке и домашних заданий, сообщений, презентаций для уроков) и Интернету появилась возможность выбора интересного содержания современной информации, богатой наглядности, что влияет на развитие любознательности наших детей, привлекательность учебного материала, доступность изложения. Наши дети требуют достаточно многочисленных тренировочных упражнений. С целью поддержки интереса к предмету я стараюсь использовать методы и приемы развивающей системы (Л. В. Занкова), ориентируемые на развитие мышления, речи: наблюдения, сравнение, сопоставление, выявление закономерностей, использование проблемных ситуаций, ориентирующих уч-ся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Главное в работе – коллективный диалог: умение общаться, дать простор детской мысли, выслушать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Дети не боятся допускать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь учитель и одноклассники.

На своих уроках я стараюсь использовать современные образовательные технологии. На примере урока в 6 классе. Тема урока «Н и НН в суффиксах прилагательных». Цель моего урока: познакомить уч-ся с одной и двумя Н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательное с одной и двумя Н, рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора орфограммы.

Слайд 1.

– Образовать от существительных прилагательные.

– как вы думаете почему в одних суффиксах пишется одна н , в других две?

Учащимся более подготовленным предлагаю образовать словосочетания .

Слайд 2.

(Ребята пытаются самостоятельно вывести правило правописания) помогаю им и предлагаю им познакомиться с алгоритмом и при этом говорю и ребятам о том, что главное в работе над алгоритмом – это терпение и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий (хотя уже с 5 класса они знакомы с алгоритмом, например, безударная гласная в корне).

– От какой части речи образовано слово?

– От сущ.

– Определите какой суффикс прибавляется к основе.

– онн-енн, ан,ян,ин.

Слайд 3.

Для того чтобы ребята самостоятельно пришли к формулировке правила правописания н и нн в суффиксах прилагательных. Предлагаю им прочитать стихотворение, оно у каждого на парте.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– обогащение словарного запаса;

– овладение нормами литературного языка;

– знание лингвистических и литературоведческих терминов;

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

А. В. Дворкина, ГБОУ СКОШИ №31, г. Москва