Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Самостоятельная работа учащихся на уроках химии

Самостоятельная работа учащихся на уроках химии

Организация самостоятельной работы на уроке – очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. За время учебы в школе ученик должен достичь высокого уровня самостоятельности, чтобы справляться с разными заданиями, добывать новые знания в процессе решения школьных задач.

Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения задачи или метода, которым нужно овладеть. Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных знаний, умений работать с учебником, производить расчеты, пользоваться химическим языком.

Вербальный способ обучения в настоящее время становится малоэффективным. Изменяются цели обучения, их направленность на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Можно выделить три направления развития самостоятельности ученика: познавательное, практическое и организационно– техническое.

Организация самостоятельной работы по химии имеет особенности в зависимости от курса химии и года обучения. В курсе неорганической химии (VIII-IX) выполняются такие самостоятельные работы, которые позволяют лучше подготовить учащихся к усвоению нового материала на уроке и к домашней работе с учебником. На этом этапе важную роль играет помощь учителя. Во время урока учащиеся пользуются текстом учебника для выполнения задач и упражнений, выполнения лабораторных опытов. Например, при выполнении практической работы «Знакомство с лабораторным оборудованием» в 8 классе, мы с ребятами сначала подробно разбираем инструкцию по выполнению работы, затем ученики самостоятельно выполняют действия по зажиганию спиртовки, нагреванию воды в пробирке, пользуясь оборудованием, имеющимся на партах и с учетом техники безопасности.

Другой пример. При изучении темы «Химические реакции и условия их протекания» я сначала объясняю сущность реакции образования осадка, демонстрирую опыт, мы записываем уравнение реакции, после этого учащимся предлагается самостоятельно выполнить опыты, подтверждающие выпадение осадка в реакции с другими веществами, а затем растворение полученного осадка.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Учащиеся выполняют новые опыты, но о предполагаемых результатах они уже знают.

Ученикам, имеющим некоторый багаж теоретических знаний, можно предлагать самостоятельные работы поискового характера. Задания такого типа побуждают учеников к осознанной деятельности, дают возможность учащимся самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний. Ученикам можно предложить выполнить упражнения, основанные на знаниях генетической взаимосвязи и свойствах изучаемых веществ. Примером такого задания может служить цепочка превращений:

Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → FeCl3 → Fe(NO3)3 → Fe2O3→Fe

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4 → NaCl → NaNO3 → NaNO2 → NaNO3

В данном задании учащиеся самостоятельно подбирают те вещества, которые будут реагировать с исходным веществом с образованием нужного продукта реакции. К такому типу заданий относятся экспериментальные задачи в 9 классе на доказательство амфотерности гидроксида цинка или алюминия.

Исследовательские самостоятельные работы – один из видов проблемного обучения. Учащиеся приобретают новые знания и узнают новый способ действия. Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение таких заданий «Почему молекула бензола, имеющая двойные связи, устойчива к действию окислителей?» Исследовательская работа может быть не только экспериментальной, но и теоретической. В 9 классе я предлагаю учащимся предсказать и сравнить свойства элементов той или иной группы, определить их строение и свойства.

В 10 классе, после изучения темы «Углеводороды» я предлагаю ребятам задания, которые можно использовать при совершенствовании знаний и умений учащихся:

1. Пользуясь текстом параграфа учебника, заполните схему, отражающую химические свойства углеводородов и их строение (таблица «Опорные конспекты»)

2. Начертите схему изученных вами классов углеводородов. Под названиями классов напишите формулы членов гомологического ряда данного класса, общую формулу ряда, виды изомерии каждого класса, на конкретных примерах покажите взаимосвязь гомологических рядов углеводородов.

Признак сравнения

Алканы

Алкены

Цикло алканы

Алкадиены

Алкины

Арены

1. Общая формула

2. Особенности строения

3. Особенности номенклатуры

4. Виды изомерии

5. Важнейшие химические свойства

3. Решите задачу.

При сжигании 4,3г органического вещества, плотность которого по воздуху равна 2,966, получили 6,3г воды и 6,72л углекислого газа. Выведите формулу вещества, постройте и назовите его изомеры.

4. Составьте цепочку превращений, которая начинается метаном, а заканчивается бутадиеновым каучуком.

5. Предложите 2-3 способа получения этилбензола из бензола. Запишите уравнения реакции.

Каждая самостоятельная работа – это единая цепь, направленная на формирование системы знаний. В целом, все самостоятельные работы содержат конкретный материал, соответствуют целям и задачам урока, способствуют развитию умений и навыков.

Соболева Татьяна Николаевна, ГБОУ гимназия №114, г. Санкт-Петербург