Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий

Деятельность – единственный путь к знаниям

Бернард Шоу

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В этом плане мое внимание привлек метод проектов, используемый в организации учебной деятельности учащихся. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. В своей работе я рассматриваю использование метода проектов на уроках информатики.

Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей.

Почему именно уроки информатики, а не математики, я рассматриваю как среду формирования ключевых жизненных компетентностей, наиболее важной из которых можно назвать самообразование и самосовершенствование?

Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики вынужден в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам (у него даже нет выбора):

– ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;

– еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета;

– постоянно появляется новое программное обеспечение.

А узнавая и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером “провоцирует” учащихся к самообразованию. Наличие компьютеров и Интернета предоставляют неограниченные возможности для реализации потребностей ребенка в самореализации, общении и самообучении. Наличие разнообразных сетевых сообществ и сетевых сервисов предполагает наличие или овладение определенными умениями и навыками в использовании предоставляемых возможностей. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика.

При работе с детьми я заметила у них сложности при работе с информацией, даже с традиционными источниками. Это побудило меня заниматься проблемой формирования информационной компетентности учащихся в основной школе. Изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода и методу проектов, я сделала вывод, что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.

Что такое метод проектов? Сейчас достаточно много литературы, где можно найти полную информацию о методе проектов, начиная с истории возникновения метода проектов и заканчивая технологиями использования и вопросами и проблемами, возникающими при его внедрении и применении. Поэтому останавливаться на этом в своем выступлении я не буду и хочу поделиться с тем, каким образом метод проектов осуществляется в нашей школе, а именно на моих уроках информатики и какие результаты я наблюдаю.

Если вернуться на три года назад – в то время, когда я только начинала вплотную работать в области информатики в 5-7 классах, мне вспомина изучение с семиклассниками программы Power Point. На первом занятии учащиеся осваивают технологию создания презентации, а именно учатся создавать новые слайды, размещать на них текст, рисунки, графики, выбирать дизайн презентации, анимационные эффекты, звуковое сопровождение. В течение одной четверти на практических занятиях они должны были изучить эту программу, ее назначении, узнать как можно больше о ее возможностях. Каждый урок преподносить порцию теоретического материала, а затем закреплять полученные знания на компьютерах и отрабатывать навыки и умения мне показалось скучным. Тогда перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. То, что происходило дальше, стало увлекательнейшим процессом. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т. е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы, не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга. Кабинет информатики был осажден с утра до вечера.

Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести фестиваль творческих презентаций с приглашением шестиклассников, которым предстояло изучение этой программы в следующем учебном году. На фестивале учащиеся продемонстрировали свои работы и каждый победил в какой-либо номинации.

В 8-11 классах, эта работа была продолжена еще более активно. Учащиеся нашей школы часто выступают на научно – практических конференциях, делают доклады, сообщения, защищают рефераты. При подготовке к устным ответам они используют компьютерные презентации, создают которые в программе MS Power Point. Например, презентации на такие темы: «Компьютер и здоровье», «Вирусы», «Устройства ПК», «Работа в сети Интернет» и др.

Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.

При изучении языка программирования Turbo Pascal учащиеся, к примеру, делают проекты «Ошибки языка Паскаль», «Графика в Паскале», «Музыка в Паскале».

Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.

Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям. После этого переходим к выполнению проектов.

Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям, цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение.

Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики.

Проект “Кроссворд – проверь свои знания” или проект «Создай свой кроссворд». В проекте кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт. Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel. Длительность проекта: два урока

Ход проекта:

1. определение темы вопросов для кроссворда

2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами

3. создание макета кроссворда на бумаге

4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда

5. запись вопросов и ответов

6. представление результата работы

В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам. Лучшие работы распечатываются и используются учителями – предметниками на уроках.

Проект «Новости компьютерного мира» рекомендуется для учащихся 7-9-х классов. Планируемый результат: создание учеником презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы. Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют собранный материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и также занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Проект «В мире интересного» рекомендуется для 9-х классов. Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

В настоящее время учащиеся 10-11 классов на каникулах занимаются долгосрочными проектами. Темы разные, например, проект «Компьютер: друг или враг?», «Выбери компьютер», «Компьютер и здоровье», «Работа в сети Интернет» и другие.

Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические сайты и презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.

Для учащегося:

1. Формируются и отрабатываются:

– Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

– Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

– Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

– Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

– Умение работать в группе, в команде

– Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т. д. )

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя:

1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности

2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.

3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения

В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по предметам, формирует межпредметные связи и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого. Индивидуальные и групповые проекты развивают разнообразные способности ребят: исследовательские, творческие ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные (информационные), практическо-ориентированные (прикладные), монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочные (разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца, это в рамках одной темы), долгосрочные (более месяца, это обобщение или межпредметные проекты)

Проектная работа предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

1. Проектный урок-целиком состоит из работы над проектом, он также предусматривает и внеурочную форму, но я предпочитаю первую форму, т. к. она избегает перегрузки учащихся. Предметные знания, при этом закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы.

2. Использование частично самостоятельной работы, например при составлении планов и алгоритмов.

3. Поэлементная проектная деятельность, это когда обобщаются знания по предмету и дополняются самостоятельной работой.

Проектные технологии предусматривают: изучение окружающей жизни (лабораторные, практические работы, познавательные передачи и научная литература), обязательное самообучение (умение работать с дополнительной литературой, ресурсами ИНТЕРНЕТ, прикладными программами на компьютере).

Источниками для работы над проектом могут быть:

– ресурсы Интернет для школ, подключенных к сети, с помощью которой ученики также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;

– вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);

– лекционный и практический материал уроков.

Метод проектов учитывает дифференцированный характер обучения, различные уровни усвоения и формирования компетенции:

– умение решения задач-ситуаций

– знания и умения в учебно-познавательной, информационно, социально-трудовой сферах

– духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Используемые дидактические модели обучения: поисковая, исследовательская.

На уроках информатики при изучении различных приложений я использую метод проектов

Текстовый редактор: После изучения основных функций текстового редактора: форматирование, вставка рисунков, граница и заливка, диаграммы и таблицы готовятся итоговые работы по примерным темам.

– Моё хобби. Самые яркие детские воспоминания.

– Сказка на новый лад

– Школьная газета

– Альманах общешкольных мероприятий

– Вредные привычки

– Сороковые грозовые

Тема выбирается каждым школьником индивидуально. Составляется план работы и дизайн. Дома подбираются необходимы материалы, которые анализируются и художественно оформляются. Самостоятельно сканируются фотографии, составляются диаграммы, к ним подбирается текст. Далее производится сборка (вставка) ранее заготовленных материалов, распечатка и защита.

В электронных таблицах: Самым интересным и увлекательным проектом у меня является построение сметы расходов и доходов малого предприятия: «Торговая точка горячая булочка» (к сожалению она у нас всегда без прибыли). Также по теме моделирование мы создаем модели решения математических и физических задач с использованием дополнительных прикладных программ по математике и физике.

Базы данных . При изучение этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:

– Понятие базы данных.

– База данных Access .

– Обработка данных.

– Создание отчетов.

– Установка связей.

– Создание реляционной базы данных.

Создание презентаций – еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТ. В этом разделе изучаются следующие темы:

– Программа демонстрационной графики.

– Создание презентации.

– Форматирование презентации.

– Форматирование презентации.

– Звук и видео в презентации.

– Создание управляющих кнопок. Не линейные презентации.

– Практическая работа.

Основы программирования . При изучении этой темы в курсе ИТ рассматриваются следующие темы:

– Переменная и ее значение.

– Выражения и функции.

– Графические методы

– Программирование ветвлений.

– Программирование повторений.

– Процедуры.

– Массивы.

– Решение задач.

– Разработка математических и физических программ, создание тестов по предметам и различным социальным темам.

Одним из приоритетных направлений обучения является работа с одаренными детьми. Не секрет, что одни учащиеся больше склонны к решению сложных задач и участию в олимпиадах, другие к проектной деятельности. Для воспитания необходимых навыков программирования можно предоставить учащимся возможность свободного творческого развития. Для этого хорошо использовать систему долгосрочных проектов, исполняемых учащимися в течение года во внеурочное время.

Работа над проектом побуждает к активному, самостоятельному овладению искусством программирования и даёт толчок к развитию профессиональных навыков программиста. В этих проектах главный аспект это умение заинтересовать учащихся в какой-либо проблеме, т. к. проект рассчитан на большой промежуток времени и ребенок не должен потерять к нему интерес. Поэтому не стоит ставить перед ребенком несбыточных труднореализуемых целей и задач. Нужно оценить весь творческий потенциал и уровень подготовки, в крайнем случае, вы всегда можете дополнить и усложнить проект.

Для удовлетворения интересов всех учеников во внеурочную работу включено:

– Демонстрация проектов на предметных неделях в школе

– Показ проектов для родителей класса

– участие в научно-практических конференциях разного уровня;

– создание банка презентаций по темам ««Компьютер и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Мир вокруг нас», «Наше родное село»

В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения учащихся, он развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и на внеклассных мероприятиях.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.

Проектное обучение активизирует истинное учение обучающихся, поскольку оно:

– Личностно ориентировано

– Реализует деятельностный подход в обучении

– Построено на принципах проблемного обучения

– Использует множество дидактических подходов

– Самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения

– Поддерживает педагогические цели на всех уровнях

– Позволяет учиться на собственном опыте на конкретном деле

– Приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего труда.

Я очень надеюсь на то, что погрузившись в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности, ученик обязательно когда-нибудь воскликнет «ЭВРИКА!», сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность метода проектов.

"Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю".

(китайская мудрость)

Н. А. Пищулина, школа, с. Ясашная Ташла, Тереньгульский район, Ульяновская область