Активные формы воспитательной работы с детьми
Активные формы воспитательной работы с детьми
ЦЕЛЬ: наглядная демонстрация приемов организации деятельности классного руководителя в рамках реализации программы «Воспитания и социализации обучающихся», позволяющих формировать умение детей адаптироваться в современном мире, способности найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, выражать свое мнение, творчески мыслить.
План мастер-класса
1 . Теоретическая часть
2. Демонстрация активных форм организации воспитательного процесса
2. 1 проект
3. Итог
4. Рефлексия
В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников.
А что же такое форма организации деятельности?
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Количество форм колеблется от 1200 до 4000 – (по данным С. А. Шмакова и В. А. Караковского)
Мы с вами рассмотрим классификацию форм воспитательной работы по Н. Е. Щурковой:
– простые (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т. д. ), в холле которых используются словесные методы и виды общения
– кратковременные и длительные;
– традиционные (вошедшие в практику школы);
– творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);
– спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные.
Классный руководитель выбирает сам формы работы с обучающимися.
В своей работе я применяю следующую структуру внеклассного мероприятия: приветствие, разминка, основная часть, рефлексия. И на своем мастер-классе я хочу показать некоторые активные формы организации воспитательного процесса с детьми.
1. Но так как мы с вами не знакомы, первым этапом нашей работы будет знакомство-игра по методике Н. П. Нечаевой.
Я предлагаю Вам представиться по имени и назвать самое яркое прилагательное (по первой букве имени), точнее всего вас характеризующее. Меня зовут Татьяна. Я терпеливая. А Вас как зовут?
Все это позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу взаимодоверия и взаимопонимания. Это актуально на первом этапе знакомства с новым классным руководителем при переходе в среднее звено или когда приходит новый ученик в класс.
2. Для формирования бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе я начинаю свое занятие с приветствия.
Одной из форм приветствия может служить игра «Приветствия иностранцев».
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
– Какие чувства вызвало у Вас это приветствие?
3. Следующий этап занятия – разминка. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.
Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьёзно. (Отвечать на разминке должен каждый (рондо). Сегодня ещё одно условие: нельзя говорить "не знаю".
Вопросы:
1. Какое у вас сейчас настроение?
2. Какое настроение у вашего друга?
3. О чём вы обычно говорите с друзьями?
4. С какими людьми предпочитаете иметь дело?
5. Обсуждаете ли со своими друзьями нравственные качества и поступки других людей?
6. Какие качества характера вы больше всего цените в людях?
Вывод: разминка настраивает участников на позитивную игровую деятельность, позволяет устанавливать контакт и активизировать членов группы.
Основная часть.
4. На мой взгляд, не менее интересной формой для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к чтению периодики и для формирования общей культуры является составление информационного стенда «Фотокамера смотрит в мир».
Ну, а так как скоро наступит Новый год, я предлагаю оформить новогоднюю газету.
Итак, делимся на 2 команды. Оформляем новогоднюю газету. Одна группа придумает название и оформление газеты, другая подбирает информацию.
Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующий раздел на доску (стенд), таким
Для этого мероприятия дети заранее находят подходящую информацию и аргументируют, почему она актуальна, доказывают свою точку зрения. Смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения. Газета может быть посвящена любому событию, которое актуально для этой недели. Например, открытие церкви в нашем селе.
Вывод: этот прием направлен на развитие познавательных процессов и формирование социальных навыков, повышает коммуникативность учащихся, укрепляет чувство собственного достоинства.
Вывесили газету.
И в качестве завершения:
Используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном – у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают.
И в завершение нашего занятия проведем рефлексию, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.
Рефлексия
Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »
1. «Я буду использовать в своей работе предложенные приемы активизации познавательной деятельности, потому что »
2. « Использование данных приемов позволило мне »
3. «Для меня было новым »
Напишите каждый по одному прилагательному, характеризующему занятие.
Активные формы работы (интересные, увлекательные, актуальные)
Т. В. Дидоренко, МОУ "Илек-Пеньковская СОШ", с. Илек-Пеньковка, Краснояружского района, Белгородская область