Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Опыт профессионалов
  • «Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания и истории через использование технологии критического мышления». Представление собственного инновационного педагогического опыта

«Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания и истории через использование технологии критического мышления». Представление собственного инновационного педагогического опыта

«Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания и истории через использование технологии критического мышления». Представление собственного инновационного педагогического опыта

В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

«Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания и истории через использование технологии критического мышления» и является ведущей идеей моей работы.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что обучающийся в процессе освоения обществоведческих знаний должен научиться самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Своеобразие и новизна опыта заключается в том, что помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие личностных универсальных учебных действий школьников, может использование приемов технологии критического мышления. Критическое мышление – это умение добывать знания, анализировать, оценивать, обосновывать, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание в любой ситуации.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Задача обществоведческих дисциплин в школе – не только изложение теоретических основ и развитие интереса к общественной проблематике, но формирование механизма критического восприятия социальных явлений, где главным является не отвержение, а анализ и избирательность восприятия.

Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает.

Ученик, изучая курс обществознания, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это, в свою очередь, является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь.

В концепции опыта заложены следующие основные принципы:

принцип активности и сознательности в обучении;

принцип индивидуализации;

принцип посильности и доступности;

принцип мотивированности.

Теоретической базой моего опыта являются работы учёных, таких как

Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, М. В. Кларина, С. И. Заир-Бека, И. О. Загашева, И. В. Муштавинской.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю:

– разработку методического сопровождения необходимого для формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания и истории через использование технологии критического мышления.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

– формирование культуры творческого критического мышления учащихся;

– формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию;

– подготовка учащихся, способных использовать личный жизненный опыт и приобретенные знания на практике, умеющих самостоятельно разрешать возникающие в реальной действительности проблемы.

Развитие мышления логического, критического, а тем более творческого – это сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решения, поэтому многие считают, что он доступен лишь учащимся старших классов, но это далеко не так. Нужно уже в младших классах перед учащимися ставить логические задачи, которые приводят к выполнению сложных мыслительных операций, формируя у детей критическое мышление, приводящее к высокому уровню – уровню принятия решения. Ученик критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Все, кто использует данную технологию на уроках, знает, что основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

ТРКМ имеет множество преимуществ перед другими технологиями.

Во-первых, учебный процесс всегда строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Поэтому и работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Итак, первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert, таблица аргументов, выделение ключевых слов, новый кластер, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе я использую такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма; дебаты.

Для развития критического мышления я на своих уроках использую такие приёмы ТРКМ, как:

– составление кластера;

– верные – неверные утверждения;

– синквейн;

– эссе;

– знали – хотим узнать – узнали;

– толстые и тонкие вопросы.

Данная технология предполагает следующие формы работы учащихся на уроке: – работа в парах;

– работа в группах (мини-группах);

– индивидуально-групповая работа.

Оптимальность и эффективность указанных средств положительно сказывается и на результативности обучения. Практика показала, что у учащихся повысился интерес к изучению обществознания и истории благодаря использованию приемов технологии развития критического мышления. Мои ученики выступают на школьных и городских научно-практических конференциях, участвуют в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. Есть определенные положительные результаты учащихся. Смолина Дарья (9 класс) – призер муниципальной олимпиады по обществознанию (2011г. ); Смолина Дарья (10 класс) – призер муниципальной олимпиады по обществознанию (2012г. ); Белкина Татьяна (10 класс) – призер муниципальной олимпиады по истории (2012г. ); Ерастова Валерия (10 класс) – призер муниципальной олимпиады по обществознанию (2013г. ). Смолина Дарья (11 класс) в 2013 году стала победителем муниципальной Научно – практической конференции «Школьники города – науке XXI века» в секции «обществознание» (2013 г). Смолина Дарья также дважды становилась лауреатом отборочного тура Московского Международного форума «Одаренные дети» (2012г. ; 2013г. ) в номинации «Будущие президенты». Среди учащихся есть и победители Российских заочных конкурсов по истории и обществознанию: Малова Наталья (11 класс) – лауреат II степени конкурса «Юность. Наука. Культура» (2011г); Кудашова Альбина (9 класс) – лауреат конкурса «Познание и творчество» (2012 г. ); Гурьянова Ксения (10 класс) – лауреат конкурса «Креативность. Интеллект. Талант» (2013 г. ); Смолина Дарья (11 класс) – лауреат I степени конкурса «Юность. Наука. Культура» (2014г. ); Смолина Дарья (11 класс) – лауреат Межрегионального конкурса научно-исследовательских работ «Научный старт» (2014г. ). Победители Всероссийского конкурса «Золотое Руно»: Ковальчук Ангелина (8 класс) в 2012г. , Корнилаева Кристина (8 класс) в 2013г. , Солдатова Анастасия (10 класс) в 2014г.

В качестве показателей эффективности урока и практической значимости рассматривались следующие параметры:

– умение работать с информацией в разных областях знаний;

– умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

– умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

– умение решать проблемы;

– способность самостоятельно заниматься своим обучением;

– умение сотрудничать и работать в группе;

– способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность. В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. Применение данной технологии дает большие перспективы на самореализацию и раскрытие творческого потенциала учащихся на уроках истории и обществознания.

Мною собран методический материал: сценарии открытых уроков, внеклассные мероприятия по предмету, имеются публикации по обобщению педагогического опыта, в которых наглядно демонстрируются инновационные формы и приёмы работы с учащимися, ведущие их к успеху и формирование личностных действий.

О. Ф. Репникова, "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24 г. Саранска"