Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Решение проблем профессионального самоопределения одарённых детей в условиях дополнительного образования

Решение проблем профессионального самоопределения одарённых детей в условиях дополнительного образования Профессиональное самоопределение – это первый и очень значительный этап в профессиональном становлении молодого человека. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться уже в 14-15 лет. Однако, по данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Центр трудовых исследований Государственного университета – Высшей школы экономики и др. ), 50% учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не умеют анализировать свои возможности в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда. По данным Минтруда России, 20-25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии.

Выбор жизненного пути для одаренного подростка с одной стороны легче. Высокоразвитые способности, которые проявляются в довольно раннем возрасте и в разных областях, позволяют им побеждать в конкурсах, на олимпиадах, получать призы, грамоты и т. п. Перед ними открывается большое число вариантов профессионального самоопределения. Однако, опять же согласно социологическим данным[1, с. 15],из одарённых детей, которые составляют 20 – 30%от общей популяции, к «благополучным» относят всего лишь 5%. Остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции. Многие одаренные дети страдают от явно выраженной неравномерностив развитии их моторной, интеллектуальной, коммуникативной и аффективной сфер. Кроме того у повзрослевшего одаренного подростка могут измениться интересы, а осознание того, как много сил, времени, семейных ресурсов затрачено на развитие первоначально проявившихся способностей, порой ведет к подавлению искреннего и ярко проявившегося интереса.

В силу этого существует отчетливая необходимость в понимании специфики профессионального выбора у подростков с высокими способностями.

Выбор профессионального пути включает, как минимум, четыре компонента [2, с. 4]:

– способности и предрасположенность к определенному роду занятий («Какой я сейчас?»);

– мечты и стремления, направленность («Кем я хочу стать?»);

– потребность общества в том или ином виде трудовой деятельности («Какие профессии сейчас востребованы на рынке труда, а какие окажутся востребованными в ближайшем будущем?»);

– возможности общества и семьи.

Гармоничное сочетание этих компонентов во многом определяет успешность профессионального самоопределения. Однако, чтобы выбрать дело по душе, подростку необходимо ясно представлять, какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям. Другими словами, он выбирает не просто «хорошую работу», а ту, которая хороша именно для него.

Представления школьников о мире профессий не всегда соответствуют реальности. В значительной степени это объясняется тем, что информацию об этом мире они получают, в основном, от родственников, знакомых, друзей, из средств массовой информации и даже из анекдотов. Характерной для подросткового и юношеского возраста является ориентация на «внешнюю» сторону трудовой деятельности. Немалую роль играет и современная культура, романтизирующая одни профессии и пренебрежительно относящаяся к другим.

Многие школьники, в том числе и одаренные, недостаточно знакомы с современным миром профессий. Количество известных им профессий колеблется от 30 до 50 [2, с. 39]. Официально же на сегодняшний день в России насчитывается более семи тысяч названий профессий («Единый тарифно-квалификационный справочник»).

Для того чтобы правильно строить общение с одаренными школьниками и сформировать у них реальные представления о профессиях необходимо:

Расширить опыт их прямого общения с представителями различных профессий. Большие возможности для профессионального самоопределения открываются при посещении разнообразных рабочих мест. Непосредственное общение с профессионалами – неиссякаемый источник расширения знаний о современном мире труда. Кроме того, школьники могут сами проинтервьюировать специалистов, работающих в интересующей их сфере деятельности.

– Научить их самостоятельно работать с источниками, содержащими необходимую им информацию о различных профессиях.

– Сформировать критический взгляд по отношению к разным источникам информации о профессиях. Полезно сделать подборку печатных материалов, фрагментов кинофильмов и телепередач, в которых содержатся противоречивые данные о различных профессиях. Обсуждение этих материалов с одаренными подростками открывает широкие возможности для формирования у них необходимых навыков работы с неполной и противоречивой информацией.

– Независимо от того, к какой профессии одаренный подросток чувствует явную склонность, следует побудить его к расширению своих знаний о различных видах профессиональной деятельности, в том числе, может быть, даже неинтересных для него.

Одаренные дети проявляют не только ярко выраженную познавательную потребность, но и стремление к самостоятельности. Поэтому, широкого использования заслуживают исследовательские проекты. Однако, как показывает опыт участия в различных конференциях, существует огромная проблема с выбором темы учебной исследовательской работы. Обучающиеся годами работают над проблемами, которые никак не могут помочь в их дальнейшем профессиональном становлении. И здесь, на наш взгляд, эффективнее всего работает уже подзабытое «наставничество» – совместная деятельность опытного профессионала и учащегося, направленная на выполнение какого-либо действующего проекта или его части. Такого рода включение в профессиональную деятельности дает возможность подросткам почувствовать профессию «изнутри» и в реальной обстановке, сформировать необходимые навыки исследовательской работы в избранной сфере. Эта форма работы способствует пониманию сути профессии и хорошо подходит одаренным учащимся в силу их высокого уровня интеллектуального развития, ярко выраженных познавательных потребностей.

Роль наставника могут исполнить энтузиасты, в том числе недавно ушедшие на пенсию профессионалы, проработавшие много лет по той специальности, которую полюбили и в которой достигли высокого уровня компетентности. Базовая потребность любого человека – быть востребованным, и поэтому, как правило, они готовы делиться накопленным опытом, раскрывая глубину и сложность своей профессиональной деятельности. Именно они – известные ученые, конструкторы, психологи, писатели, могут помочь одаренному старшекласснику сформировать адекватное представление о разных сторонах профессиональной деятельности и заложить основы ее успешного освоения.

Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов работы. Большую помощь в этом могут оказать учреждения дополнительного образования.

У дополнительного образования есть целый ряд преимуществ, которые эффективно «работают» на профессиональное самоопределение подростков:

– Дополнительное образование детей в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете – результативность как практико-ориентированного образования.

– Возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы и времени освоения с учетом индивидуальных склонностей одаренных подростков. Оно не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую, дает возможность оптимальные выбора стратегии развития.

– Отсутствие жёсткой регламентации позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты, что для одаренных детей очень важно.

– Взаимодействие учреждений дополнительного образования со специалистами разных областей профессиональной деятельности, общеобразовательными учреждениями, предприятиями и организациями, увеличивает возможность организации непосредственной встречи одарённых детей с профессионалами. Так, например в МБОУ ДОД ДДТ г. Калтан, имеется положительный опыт организации не только проф. ориентационных экскурсий, но и проведения профессиональных проб.

В системе дополнительного образования успешно используются такие формы обучения одаренных детей как: очно-заочные школы; каникулярные лагеря (зимние и летние школы); олимпиады, творческие конкурсы, проф. ориентационные экскурсии, ярмарки идей; детские научно-практические конференции и семинары. Все это дает возможность осуществлять личностно ориентированный подход к профессиональному самоопределению.

Система дополнительного образования имеет хорошие потенциальные возможности для включения в работу по профессиональному самоопределению одарённых детей. Для большей результативности этой работы, на наш взгляд, необходимо:

– Сделать выгодным участие работодателей в реализации программ и проектов, направленных на профориентацию подростков. Использовать положительный опыт МБОУ ДОД ДДТ города Калтан по осуществлению профессиональных проб.

– Шире использовать возможности «наставничества». Организовать сотрудничество с пенсионным фондом для создания банка данных специалистов, вышедших на пенсию и желающих передать свой опыт одарённым детям.

– Создать единый информационный сайт одарённых подростков.

– Продумать возможность гарантированного зачисления в ВУЗы одаренных выпускников общеобразовательных школ. .

Литература

1. Гришина А. В. Разработка моделей социального сопровождения одарённых детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одарённого ребёнка: методическое пособие / науч. ред. И. В. Абакумова. М. : КРЕДО, 2012. 54 с.

2. Организация психологического сопровождения одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения:методические рекомендации / В. С. Юркевич, Ю. Д. Бабаева, В. В. Белоусова, Л. В. Попова. М. : МГПП, 2011. 76 с.

3. Организация профессиональных проб на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений социальной сферы. Режим доступа: http://www. google. ru/url?sa (дата обращения 6. 08. 2012).

4. Психолого-педагогические проблемы социально-профессионального самоопределения учащихся школы в подростковом возрасте. Режим доступа: http://www. 2center-norilsk. edusite. ru/DswMedia/psixologo-pedagogicheskieproblemyisoc (дата обращения 4. 08. 2013).

5. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. Режим доступа: http://www. kursx. ru/psy86. html (дата обращения 28. 07. 2013).

6. Профориентация обучающихся в современных условиях. Режим доступа: http://revolution. allbest. ru/pedagogics/00004457_0. htm (дата обращения 6. 08. 2013).