Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения

Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения Современный этап развития общества требует формирования нового молодого человека, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного к успешной социализации, адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.

Специфика юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами. [1]

На сегодняшний день существует ряд проблем общего среднего образования на старшей ступени обучения:

1. Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.

2. Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

3. Формальностьв проведении предпрофильной и профильной подготовки

приводит к тому, что старшеклассники не готовы к ответственному выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.

5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в старшей школе предоставить обучающимся возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив. [2]

Эти условия включают:

– индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

– расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;

– организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий. [3]

Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой позиции школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей её достижения.

Тьютор (англ. tutor) – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. [4]

Тьюторское сопровождение в нашей школе нацелено на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников происходит с учётом их возрастных особенностей, запросов и психологических новообразований.

Старшеклассникам МБОУ « СОШ №5» созданы условия для организации открытого образования: выбор профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий, предоставлена возможность опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности, провести анализ и рефлексию своих достижений, неудач, спроектировать своё профессиональное будущее.

Основная задача тьютора в нашей школе: «помочь» старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии через моделирование, проектирование и реализацию ОИП

( индивидуальной образовательной программы)

Индивидуальная образовательная программа обучающегося – это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа– это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании. [5]

Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника в старшей школе проходит по определённым этапам.

1этап. Моделирование старшеклассником ИОП ( запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение тренингов на самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО.

2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинг « Проектирование образа профессионального будущего, групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности.

3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары– практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

5 этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций.

В процессе сопровождения ИОП тьютор занимает позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего тьюторанта в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по реализации замысла.

На одном из этапов работы над проектированием ИОП подключается социальный продюсер, который выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение практик старшеклассниками.

В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника используются специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.

Отслеживание и фиксация результата тьюторского сопровождения проводится с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.

Результатом тьюторского сопровождения ИОП на сегодняшний день является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности, готовность к самообразованию, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация ИОП.

На конец 2010-2011 учебного года 80% (133 чел. ) обучающихся 10-х классов считают, что полностью реализовали свою индивидуальную образовательную программу.

85% (139 чел. ) обучающихся считают, что сделали осознанный выбор будущей профессии.

78% (129 чел. ) обучающихся опробовали свои возможности и способности в разных видах деятельности: исследовательской, творческой, проектной.

85% (139 чел. ) обучающихся получили опыт работы в команде.

На наш взгляд организация тьюторского сопровождения через проектирование индивидуальной образовательной программы предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

Список Литературы

1. КовалеваТ. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М. , 2010.

2. Попов А. А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М. , 2002.

3. Попов А. А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.

4. Попов А. А. , Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М. , 2007. №3.

5. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.

6. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.



[1] Попов А. А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.

[2] Попов А. А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М. , 2002.

[3] Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М. , 2010.

[4] Там же, Т. М. Ковалёва, с. 13,14.

[5] Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.