Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Сочинение-ассоциация как один из элементов развития творческих способностей учащихся

Сочинение-ассоциация как один из элементов развития творческих способностей учащихся

На протяжении многих лет работы мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ребёнок не может выразить словами то, что он думает, чувствует.

Работая над развитием речи детей, я исхожу из твердого убеждения, что творческие способности заложены в каждом ребёнке, нужно только заметить и помочь развить их.

Над этим я работаю на уроках и на занятиях литературного клуба.

Об успешности такого обучения говорят результаты творческой деятельности учащихся, чему способствует работа над сочинением – ассоциацией. Это новый вид сочинений, который я внедрила в практику своей работы.

Сочинение–ассоциация даёт ребёнку возможность, используя творческий потенциал, раскрыть свой внутренний мир, выразить словами мысли, чувства, эмоции. Это помогает развитию речи, развивает творческие способности детей.

Идея написать сочинение – ассоциацию возникла при изучении японских трехстиший, которые в русском переводе не имеют рифмы, поэтому детям трудно соотнести их со стихами в привычном понимании. Разбирая содержание отдельных хайку, я пыталась нарисовать перед ребятами картины и образы, которые хотел передать нам автор, а с ними – мысли и чувства, возникающие при чтении японских трехстиший. Кроме того, хайку заставляют задуматься над вечными проблемами, осмыслить жизнь, по-новому посмотреть на окружающий мир.

И вот эти-то ассоциации, возникающие в воображении детей в процессе осмысления художественного произведения, отрывка или даже одной строчки из него, я попыталась развить, предложив:

– Напишите о том, что вы видите, чувствуете, о чем думаете, когда прочтёте, например, строчку из стихотворения А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». Одна и та же строчка вызывает разные ассоциации, зависящие восприятия, уровня начитанности, воображения, эмоционального настроя ребенка. Вот что получилось:

Сочинение – ассоциация.

Скоро Новый год. За окном морозный декабрьский день. В классе прохладно. Лариса Владимировна кутает озябшие руки в шаль и читает Фета. Я закрываю глаза и уношусь мыслями далеко-далеко.

Середина лета. Я иду по тропинке, а над головой смыкаются тёмно-зелёные ветви елей, унизанные смолистыми шишками. В просветах между деревьями видны кусочки лазурного неба, осколки ярко-оранжевого солнечного диска, щедро дарящего своё тепло земле. В шелковистой траве, стелющейся под ногами, пестреют яркие цветы. Каких здесь только нет: и небесно-голубые васильки, и желтые пуговки пижмы, и белые ромашки– эдакие маленькие солнышки.

А бросишь взгляд в сторону – и земли не видно: зелёное покрывало мха обволокло почву, оставив место лишь для стволов многолетних, покрытых толстой корой елей и сосен. Идёшь по этому своеобразному ковру и диву даёшься: не слышно ни звука, лишь изредка тишину леса прерывает дробь дятла или одинокое «ку-ку».

Возвращаться из летней мечты так не хочется.

А на дворе декабрь. За окном морозный день. Скоро Новый год.

Таня Р.

Ель рукавом мне тропинку завесила,

Лапы мохнатые пышно развесила.

Белая шуба красиво блестит,

Солнце холодное снег серебрит.

Шишки смолистые с веток свисают

Стройную ёлку они украшают.

ДашаО.

Диву даёшься, насколько отличаются ассоциации, возникающие в ответ на одну и ту же строку стихотворения.

Предложив написать сочинение – ассоциацию на сюжетную картинку, я никак не ожидала, что можно написать о событиях с точки зрения улитки.

УЛИТКА

Отворилася калитка,

По земле ползет улитка.

А улитка деловита

И как будто бы сердита.

И ворчит она тихонько,

Чтоб самой услышать только:

«Кто же? Кто же там пошел?

Ах, наверное, козёл!»

С длинной – длинной бородой,

С серыми глазами,

С длинными рогами.

С маленьким хвостиком,

Изогнутым мостиком.

Как увидела улитка

Сероглазого козла,

Вмиг захлопнула калитку.

Сразу в домик заползла,

Рожки высунула,

В окно выглянула.

Козлик подошел к калитке,

Он понравился улитке.

Маша П.

А сколько творческой фантазии у детей! Сюжетная картинка вызывает у них самые разнообразные ассоциации, в результате чего получаются весёлые, грустные, юмористические, поучительные сочинения с очень интересными сюжетами.

Обезьяна – капитан.

Захотела обезьяна

Стать отважным капитаном.

Забралась на старый плот,

По реке она плывёт.

Развалился старый плот,

Капитан ко дну идет.

Помогите капитану,

Выручайте обезьяну!

Стайка шустрых пескарей

Ей спешит помочь скорей.

Уцепились за тельняшку,

Тащат к берегу бедняжку.

Освещает солнце пляж:

На песке «отважный» наш

Капитан лежит и стонет.

Рад, что он уже не тонет.

Оля К.

СТРАШНЫЙ СОН.

Захотела обезьяна

Стать отважным капитаном.

Забралась на старый плот,

По морю она плывёт.

Обезьяна вдаль глядит:

Показалась рыба – кит.

А она вдруг испугалась,

Тесно к палубе прижалась,

Закричала: «Помогите!

От кита меня спасите!»

А назавтра утром рано

Пробудилась обезьяна.

К берегу она бежит,

Посмотреть, где рыба – кит.

Оказалося, что он

Был её кошмарный сон.

Аня В.

Этот индивидуальный взгляд при изучении программных произведений подвергается воздействию, часто невольному, со стороны учителя, который преподносит программный материал; критики, которая даёт ту или иную оценку произведению. В результате мы получаем искаженный взгляд на рассматриваемое явление.

Чтобы решить подобные проблемы, я стараюсь вызвать учеников на откровенный разговор, чтобы в ходе обсуждения каждый мог высказать своё мнение, при этом с уважением относясь к чужому.

При анализе и оценке сочинений больше всего ценю не общепринятую, а собственную точку зрения ученика.

В конечном итоге всё это работает на успешность ребёнка и даёт положительные результаты.

В душу ребёнка заглянуть трудно, прочитать его мысли невозможно. Сочинение – ассоциация как раз и помогает раскрыть внутренний мир ребёнка, почувствовать его эмоциональное состояние, глубже понять его личностные качества.