Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Речевая культура как коммуникативная профессиональная компетенция педагога

Речевая культура как коммуникативная профессиональная компетенция педагога Культура речи приобретает в настоящее время особую значимость и актуальность. Овладение ее навыками можно по праву назвать составной частью профессионального мастерства педагога. Нельзя быть хорошим специалистом и образованным человеком без умения правильно выражать свои мысли. Через речь раскрывается богатство внутреннего мира, уровень интеллекта.

Учитель в процессе работы воспитывает культуру речи и у учащихся.

Основные понятия культуры речи

Слово учителя воздействует на окружающих с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия речевой ситуации. «Слово, – как отмечал В. А. Сухомлинский, – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и зародить неверие. Вдохновить на труд и провести в оцепенение силы души».

Составляющие термина «культура речи» – культура и речь. На вопрос «Что такое культура?» ответы даются самые различные. Приведем некоторые из них:

«Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак)

«Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М. Ю. Лотман).

«Культура – это то, как мы общаемся». (М. Ю. Лотман).

«Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко).

Из определений можно понять: культура объединяет людей, является продуктом их совместной деятельности, отражает поведение человека и взаимосвязь его поступков с окружающей средой, отражает уровень и характер разнообразных коммуникаций.

Известный психолог Д. Паркинсон отмечал: «Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь.

Сегодня мы уже не представляем хорошую профессиональную речь без таких характеристик, как ясность, образность, чистота, уместность, правильность, выразительность, точность, логичность, эстетичность, этичность и т. д.

Смысл и содержание речевой коммуникации

Коммуникация подразумевает обмен знаниями, мыслями, нормами и правилами поведения. Общению в педагогике присущи определенные функции, важнейшими из которых являются:

– коммуникативная, эта функция является средством налаживания, поддержания и развития взаимоотношений в педагогической среде;

– информационная, с этой целью педагоги участвуют в работе семинаров, советов, конференций, конкурсах, делятся опытом своей работы, что обогащает знания и опыт каждого профессионала;

– регулятивная, которая способствует упорядочению отношений в педагогической среде, помогает учителю найти место в коллективе, наладить деловые отношения, взаимопонимание;

– воспитательная, выражается в том, что общение в коллективе позитивно влияет на всех ее участников.

Культура общения включает в себя три составных элемента: умение разбираться в людях, правильно оценивать психологию их поступков, адекватно откликаться на поведение учащихся и коллег и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который бы соответствовал индивидуальным особенностям вступивших в него людей.

Невербальные средства коммуникации.

Уровень культуры речи во многом зависит от профессионального использования неречевых (невербальных) средств. Они чаще всего применяются в ходе эмоционального общения, в процессе которого возникают различные реакции: сочувствие, понимание, симпатии или раздражение, негодование и др. Возникает близость или, наоборот, отчуждение участников общения.

Структура невербального поведения весьма многообразна. В ней выделяются акустические виды: пауза, кашель, вздох, смех, плач; выразительные движения – поза, жест, мимика, походка, интонация; оптические виды – физиогномика, строение лица и черепа, строение туловища и конечностей; тактильно-кинестические виды – контакт глаз, стук, скрип; система запахов (запах тела, косметики), прикосновение (рукопожатие, поглаживание).

Человек, испытывая то или иное эмоциональное состояние – боль, горечь, волнение, радость, удовольствие, невольно выражает его в своем облике: меняется выражение лица, появляется улыбка или слезы, тело выпрямляется или сгибается под бременем забот, глаза блестят при удачи или тускнеют при огорчении. Эмоциональное состояние человека отражается в тембре голоса, оттенках и интонировании слов.

Экспрессия чувств отражается также и в разнообразных жестах: наклоне головы в знак согласия, покачивании головой при отрицании. Жесты рук, мимика лица в различных эмоциональных состояниях, в оценке поступков окружающих: сжатые губы, приподнятые брови, сощуренные глаза – все это выражает самое различное отношение к окружающим.

Лицо, глаза собеседников безошибочно покажут, как воспринимается речь, понимающие, отвечающие взаимностью взгляды вдохновят говорящего, создадут приподнятое настроение. Отсутствие внимания, перешептывание, равнодушные лица лишат выступающего перед аудиторией эмоционального подъема, сделают речь невыразительной. Такой речи В. А. Сухомлинский дал образное определение: она как забрызганное грязью стекло, сквозь которое ничего не видно.

Учитель, как и актер, продумывает детали своего выступления. В любой ситуации необходимо располагать возможностью двигаться: принимать свободное положение за столом, встать, подойти к заранее подготовленным к выступлению схемам и таблицам. Раскрепощенность движений, жестов, мимики выступающего придает уверенность, свободу голосу, завораживает внимание слушателей, вызывает ответную реакцию интереса и сопереживание.

Жесты и мимика

Непосредственно связаны с миром эмоций, возникают обычно непроизвольно, иногда трудно подчиняясь контролю со стороны человека.

Жесты и мимика строго индивидуальны, они должны соответствовать содержанию речи и отражать индивидуальность, культуру говорящего.

Жесты исходят «изнутри» человека, они не должны быть искусственными, надуманными, неискренними, театральными, в этом случае они будут не помогать речи, а , напротив, вредить ей. «Исполнение, – учил говорящего Цицерон, – требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса».

Существуют жесты: а) отражающие эмоциональное состояние, б) изображающие действия, указания, в) подражательные жесты, передающие размеры предметов и явлений. Если жесты подчиняются настроению и смыслу речи, то они станут естественными и простыми, при неумелом использовании – испортят впечатление от общения, вызовут у слушателей иронию, а то, и смех.

Нельзя недооценивать и внешний вид учителя. «Неряшливость в одежде, – подчеркивал Д. С. Лихачев, – это, прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста».

В неброской одежде, строгой прическе, сдержанности чувств можно видеть элемент благородства и высокой культуры, деликатности, уважения к порядку. Но зато, когда проводится массовое мероприятие, педагог праздничной одеждой, приподнятым настроением, всем своим его значимость, праздничность.

В современной школе большая часть сотрудников – женщины. Они создают стиль одежды, во многом влияющий на деловой настрой коллектива.

Костюм учителя – это костюм деловой женщины. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме.

Неправильно будет надеть на себя все одного цвета: коричневую юбку, коричневую блузку, коричневые сапоги, коричневый шарф. Модельеры утверждают, что оптимальное число цветов в костюме – три, минимум – два. Если в костюме черная юбка, то блузка, скорее всего, должна быть освежающего светлого тона. К такому костюму подойдут черные туфли и черная сумка. Не будут сочетаться, и производить благоприятное впечатление детали разного рисунка: юбка в полоску, кофточка в горошек, пиджак в крапинку. Универсален брючный костюм. Он уместен и в деловой, и в рабочей обстановке, и в торжественных случаях.

На цвет делового костюма влияют и времена года. Для зимы и осени уместны более темные ткани, весной и летом – более светлые, нарядные. Правильно выбранный стиль одежды помогает педагогу чувствовать себя свободно, быть уверенным в себе, и в то же время не привлекать к своей внешности излишнего внимания учащихся и коллег.

В деловом костюме важную роль играет прическа, туфли, сумка и бижутерия. Неопрятно причесанный, в грязной обуви даже самый талантливый и профессионально подготовленный педагог не вызовет симпатии у окружающих. Платье, костюм могут быть недорогими и скромными, но красивая прическа, в тон одежде подобранные туфли, сумка и бижутерия будут украшать даже самый скромный наряд. Не допускается сочетание на одной руке золотых и серебряных украшений.

Для деловых людей под словом «имидж» часто понимается: производить впечатление, создавать о себе положительное мнение. Имидж педагогов непосредственно связан с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и складывается из всей совокупности черт внешнего облика специалиста, его речи, манеры поведения, умения общаться с коллегами и детьми. Специалисты утверждают, что, сколько на свете людей – столько и имиджей.

В результате проведенных исследований установлено, что педагоги обладают хорошими коммуникативными качествами.

Слушание как активный процесс

Важной составляющей речевого общения является умение слушать. Слушание это тоже вид речевой деятельности, на который, к сожалению, в отличие от таких видов, как говорение, письмо, чтение меньше всего обращают внимание. Методика слушания еще мало разработана. Хотя умение слушать приносит больший успех, чем излишняя разговорчивость, говорят психологи.

Слушание – активный процесс; чтобы услышать, требуется постоянное внимание как умственное, так и физическое, заинтересованность в содержании речи.

Этот процесс зависит как от говорящего, так и от слушающего, от их речевых навыков и отношения к выразительным речевым методам.

Слушающий активно влияет на речевое поведение говорящего своей реакцией, выражением лица, глаз, других эмоционально-выразительных средств. Говорящий корректирует свою речь в соответствии с воспринятой реакцией слушающего, актуализирует свою речь в соответствии с воспринятой реакцией слушающего, актуализирует силу влияния на слушателя, использует средства «коммуникативной адресации» Слушатель соотносит речь со своими ожиданиями, навыками, жизненным опытом. Это взаимодействие способствует «поиску общего языка» в речевом общении.

Правильно, эффективно слушать – сложная наука. Известно, что Сократ, послушав молодого человека, который хотел у него учиться речевому мастерству, потребовал у него двойную плату. «За что же?!» – воскликнул юноша. «Мне придется тебя обучать не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать», – ответил философ.

Английский исследователь И. Атватер выделяет два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание (пассивное) заключается в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими замечаниями. Такое слушание полезно тогда, когда собеседник возбужден, агрессивен или просто говорит о том, что требует лишь минимального ответа, чаще лишь нейтральных реплик. Примерно так педагог слушает коллегу, делящегося с ним своими впечатлениями об уроке, об интересном мероприятии.

Когда нерефлексивного слушания недостаточно, применяют рефлексивное – умение расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение. Выделяют четыре вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Обычно эти виды ответов используются в комбинации.

Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» или «Объясните, пожалуйста, подробнее».

Перефразирование – формулирование той же мысли иначе. Цель перефразирования – уточнить, проверить точность мысли. «Я правильно вас понял – вы просите то то…».

Резюмирование – итог основных идей и чувств говорящего. Любая речь должна иметь логическое оформление: вступление, основную часть и заключение. Резюмирующие высказывания помогают соединить все фрагменты разговора в единое целое, уяснить говорящему, насколько удачно он сформулировал мысль, а слушающему придать уверенность в том, что он точно воспринял смысл сказанного.

Таким образом, в речевом общении обнаруживаются многие стороны профессиональной деятельности педагога. Для установления и поддержания высокого уровня межличностных отношений ему необходимо не только обладать системой навыков, знаний и умений, составляющих его профессиональную компетентность, но и включать в

нее моральные принципы и нормы, характеризующие социальную значимость педагогической деятельности. Именно единство профессиональной компетентности и профессиональной этики может обеспечить высокопрофессиональное умение понимать людей, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению.

Рекомендации психологов.

– Если речь эмоционально окрашена: очень легко упустить смысл высказывания, попав под власть эмоций говорящего.

– Относитесь к восприятию следующим образом: у нас два уха и один рот, используйте их в заданном природой соотношении.

– Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт.

– Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах.

– Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека. Дайте человеку время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит.

– Не перебивайте без надобности. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

– Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.

– Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника.

Список использованной литературы

  1. Алтухова Г. А. Беседы об этике и имидже. Библиотека , 1998 №2.
  2. Актуальные проблемы культуры речи Сб. ст. под ред. В. Г, Костомарова и Л. И. Скворцова – М. , Наука ,1970
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь – М. , Лабиринт ,2001
  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи – М. , Высшая школа, 1998
  5. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Библиографический очерк Е. Орлова, Репринт. – М. , 1991
  6. Сперанский М. М. Правила высшего красноречия Хрестоматия «Русская риторика» – М. , Наука, 1996
  7. Сухомлинский В. А. О воспитании М. , Политиздат, 1982