Учимся диалогу
Учимся диалогу Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.
Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.
Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и остаются весьма разными. . . Нередки ситуации их противостояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное – авторитетов в глазах ребят. Но как ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходится терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.
Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столкновение авторитетов, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями; больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.
Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае – внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности.
Особая роль принадлежит усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!
Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.
Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.
Учитель – душа образовательного процесса!
Для развития толерантности учитель может и должен:
– воспитывать с любовью и во имя любви;
– воспитывать в духе мира;
– вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
– поощрять совместную деятельность
– признавать значимость и чувства каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
– формировать чувство справедливости;
– избегать жестких иерархических отношений;
– создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
– не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
– быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;
– быть примером для детей сообщества;
– показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;
– уметь слушать;
– выражать одобрение относительно того, что сделано;
– поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
– давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.
Закончить своё выступление, я хочу закончить словами Жан Жака Руссо:
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,
для всего, что не чуждо человеку.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование
в современной школе. – 2003. – № 7.
2. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и
усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное
образование,2001, № 9; 2002, № 9.