Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие способности к самообразованию как условие повышения качества образования

Развитие способности к самообразованию как условие повышения качества образования Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой– либо области науки, техники, культуры и т. п. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Поэтому участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это нехватка времени, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

ежедневная работа с информацией, желание творчества, стремительный рост современной науки, изменения, происходящие в жизни общества, конкуренция, материальное стимулирование.

Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Самообразовательная деятельность учителей осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует о разных возможностях их личностно-профессионального роста. Для выявления способности учителей к саморазвитию руководители предметных кафедр проводят различные тесты, анкеты, а методическим советом школы разработано примерное планирование этапов работы над самообразованием. В гимназии мы стараемся создать условия для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности. Теоретические и практические психолого-педагогические семинары, педагогические советы, видеоконференцсвязь, заседания методического совета, предметных кафедр, единые методические дни способствуют повышению уровня самосовершенствования.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Так как учитель остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования. И именно он является ресурсом повышения качества образования. Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

"…Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования" – это высказывание М. Поташника стало для нас отправной точкой по выстраиванию деятельности в данном направлении. Наиболее существенной и интересной для нас показалась идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса, а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. Систематизирующим фактором для описанной деятельности становится деятельность самого учителя, т. к. он – участник двух процессов: методической работы и образовательного процесса. Каждый учитель в течение учебного года составляет мониторинговые карты, где отражается результативность по этим двум направлениям. На основе мониторинговых карт методическим советом школы определяется уровень развития профессионального мастерства педагога, личный вклад каждого в реализацию программы развития гимназии на данном этапе. Только определив уровень профессионального мастерства педагога, можно планировать обобщение и распространение передового опыта. Выстроенная таким образом работа с педагогом включает механизмы самоанализа и самоконтроля, повышают его профессиональное мастерство.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года).

2. Сайт Комитета по образованию и спорту Администрации Демянского района Новгородской области. http://dem-rono. home. nov. ru/index. htm