Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психолого-педагогическая компетентность учителя

Психолого-педагогическая компетентность учителя Потребность страны в учителях, способных занять личностно– гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, делает еще более актуальной проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической компетентности учителя. Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и к педагогам.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем не только объективных, но и субъективных, приводящих человека в отчаяние, психологическим срывам, конфликтным ситуациям, которые чаще всего случаются в результате психолого-педагогической беспомощности.

В настоящее время в современной школе все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Школа – одна их основных ступеней социализации. В ней происходят два относительных друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Но, к сожалению, цели учебной деятельности и пути их достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный институт.

Психолого-педагогическая компетентность – это способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога. Это понятие нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии, ни к чертам характера учителя.

Психолого-педагогическая компетентность учителя – это совокупность определенных качеств с высоким уровнем профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию

с учащимися в образовательном процессе.

Основную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в том, что каждый ученик обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Каждый ученик нуждается в понимании и полноценном общении. Проблема выбора педагогического общения всегда стояла перед педагогом. В современных условиях жизни важным для школы является проблема демократизации взаимоотношений как важного аспекта для оздоровления общей атмосферы в школе, для улучшения психологической обстановки и достижения наилучших результатов во всем процессе обучения.

Отношения между учителем и учеником бывают разные – хорошие и плохие, натянутые и доброжелательные, дружелюбные и ненавидящие. Почему так бывает? Ведь если исходить из функций и задач, учителя должны быть одинаковыми, и, тем не менее, есть учителя, к которым дети на урок идут с удовольствием, предвкушая совместное общение и интересную работу, а есть такие, которых ученики просто боятся, и тогда урок этого учителя для них становится, чуть ли не каторгой. Отношения учителей и учеников, благодаря своей длительности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы взаимоотношений. Это схемы двух типов:

– подчинение, оправданное естественным распределением ролей между учителем и учеником. Оно возникает в жизни там, где при больших различиях в компетентности, право на определение способов взаимоотношений предоставляется более компетентной стороне – учителю.

– второй тип подчинения ученика учителю в корне отличается от первого – совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение. Наверное, почти каждый может вспомнить одного-двух своих школьных учителей, для которых основным в процессе их работы было наслаждение властью над подопечными. Таких учителей ученики и даже их родители называют “мегерами”. Сегодня на вопрос: “Что бы вы изменили в школе?” – многие из выпускников отвечают без колебаний: “Отношение учителей к ученикам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости”.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге, становятся важными. Иногда можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь – путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие – ученики отвергают требования учителей и школы.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками целесообразные педагогические отношения как основу творческого общения. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения исходят от учеников, являются следствием их невоспитанности.

Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего “вклада” в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее правильного стиля педагогического общения. Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении, школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям “Как мне надоел ваш класс”, “Умничать научились, а три формы глагола не знаете” и т. д. провоцирует детей на негатив. Очень важно, что педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения,

соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Рассмотрим вкратце основные стили общения.

– Авторитарный стиль. Учитель единолично определяет направление деятельности группы, Указывает, кто с кем должен сидеть, пресекает каждую инициативу учящихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, приказ. Обнаружив ошибку, учитель высмеивает виновного. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

– Демократический стиль. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные особенности. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

– Либеральный стиль – анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется об ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Исследования показывают, что после ушедшего классного руководителя “автократа” не рекомендуется ставить “либерала”, но наоборот возможно. “Демократа” можно назначить после любого предшественника.

Для успешного выполнения общения учитель должен занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:

– приводить учащихся в более деятельное состояние,

– так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных,

– включать всех учащихся в процесс обучения.

Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности учителя является умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

Общеизвестно, что психолого-педагогическую компетентность нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии, ни к чертам характера учителя – это способность учителя особым образом и в особых условиях взаимодействовать с учениками и их родителями.

Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах деятельности, а успешность труда учителя определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе педагогического общения. Для конструктивного общения важно не только знать и учитывать индивидуальные особенности уч-ся и свои собственные, но и владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия. Для этого учителю необходимо ориентироваться на формировании у себя и у учащихся коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения. Поэтому, психолого-педагогическая компетентность учителя является коммуникативной, так как обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, одним словом систему отношений.

Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу следует отнести рефлексивность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональность.

Разумеется, учителю необходим практический опыт, но далеко не всегда его наличие свидетельствует о психолого-педагогической компетентности. Ее обретение происходит в процессе постоянного осмысления, анализа собственной педагогической деятельности. Осознание, критический анализ и определение путей совершенствования своей деятельности осуществляется с помощью педагогической рефлексии.

Педагогическая рефлексия дает возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей

профессии. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе

как к субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать, сопоставлять самосознание с оценками других участников процесса помогает учителю осознать то, как он воспринимается и оценивается другими людьми – учащимися, коллегами, родителями. Готовность учителя на постоянную обратную связь, на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ученика, оценивать результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических решений, учебно-воспитательных задач и социально-психологических ситуаций – важнейшее условие развития его профессионализма.

Профессия педагога относится к тому виду деятельности, которая в принципе не может быть типичной. Решение любых педагогических задач – процесс личностно-ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, стандартов. Потому-то психолого-педагогическая компетентность зависит не только от усвоения учителями неких нормативных образцов, но и от расширения возможного спектра действий. Педагогу следует уметь рассматривать разные варианты влияния на конкретного ученика или группу учащихся, так как подход к решению педагогической ситуации может быть различным.

Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, готовой участвовать в инновационных процессах, способной адаптироваться к новым типам отношений, к самореализации себя в любых проблемных ситуациях.

Если творческий потенциал личности педагога есть гарантия его индивидуальности, то гибкость – это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире, это умение адекватно выразить свою индивидуальность.

В ситуации педагогического взаимодействия гибкость учителя становится необходимым условием развития личностных возможностей учащихся, расширения областей приложения их способностей.

Третье профессионально значимое личностное качество учителя это эмпатичность: понимание эмоционального состояния и переживаний другого человека, т. е. речь идет о способности учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика. В этом выражается умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Проявление эмпатичности педагогом означает, что специфика поведения ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко.

Конструктивность общения со школьниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально учитель воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Главное – понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.

Важнейшее качество педагога – общительность. Оно формируется на основе потребности в общении – одной из основных социально – обусловленных потребностей человека.

Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается, предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности, занимать диалогическую, а не монологическую позицию. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

И последнее, но не по значимости, в выше перечисленном списке качеств – это эмоциональная привлекательность, говоря современным языком, визуальность учителя, т. е. его внешняя привлекательность, его способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств и мимических движениях. Его приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся. Всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволила сохранить обоим личное достоинство.

Успешность и конструктивность взаимодействия учителя и ученика базируются и на психологических особенностях вступающего в общение педагога. Особая система типичных по проявлению эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения личности придает неповторимость и индивидуальность каждому учителю.

Правомерно говорить о влиянии названных качеств на психолого-педагогическую компетентность учителя в целом. Они формируют становление типичного для педагога стиля общения с учениками, выработку характерных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях. Профессионально значимые личностные качества учителя являются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

В своей книге “Здравствуйте, дети!” Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: “Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям”

Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.

Тест: Психологическое здоровье учителя.

Цель: определение уровня эмоционального “выгорания” учителя.

1. Часто чувствую усталость

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

2. Мне трудно заснуть

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

3. За ночь просыпаюсь несколько раз

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

4. Постоянно чувствую слабость

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

5. Постоянно чувствую слабость

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

6. Многое не удается.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

7. Жизнь заводит в тупик

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

8. По прежнему половая жизнь приносит удовлетворение

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

9. Мелочи на работе раздражают все сильнее

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

10. Физически истощен как подсевшая батарейка

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

11. Порой кажется, что лучше умереть

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

13. Настроение подавленное

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

да – 1, не знаю – 1, нет – 0.

Если вы набрали 0-4 балла – признаков излишнего перенапряжения у вас нет, риск срыва низкий.

Результат 5-10 баллов говорит о том, что имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу.

10-14 баллов – свидетельствует об истощении жизненных сил, высоком уровне срыва защитных механизмов.

Методические рекомендации для учителя.

“Психолого-педагогическая компетентность”.

– выработать и осознать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, педагогического общения;

– изучать литературу по проблеме психолого-педагогической компетентности;

– постоянно заниматься самопознанием своих личностных и профессиональных особенностей, чтобы полностью использовать свои возможности в учебно-воспитательном процессе;

– выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, что позволит своевременно выявить профессиональные затруднения и ошибки;

– осознать, что умение разрешать конфликтные ситуации на практике является жизненно необходимым и отрабатывать у себя практические навыки решения конфликтных ситуаций;

– повышать свой уровень психолого-педагогической компетентности как личностную и профессиональную ценностную ориентацию;

– заниматься самообразовательной деятельностью или пройти курсы повышения квалификации по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя;

– для приобретения адекватной личностной и профессиональной самооценки постоянно анализировать свой жизненный и профессиональный опыт;

– при возникновении личностных и профессиональных затруднений обращаться за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, физиологам, социальным педагогам.