Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Не только учитель

Не только учитель Исходя из положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», каждый педагог ставит перед собой соответствующие задачи. Большое значение приобретает обществоведческое образование, ведь как отметил В. В. Путин «Обществознание является важнейшей дисциплиной» (1). Мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах– политической, правовой, экономической, семейной, культурной и др. Наша страна не может находиться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России. Значительную роль в данном процессе может и должно играть образование.

Чтобы образование соответствовало целям опережающего развития, как отмечено в «Нашей новой школе», необходимо, чтобы решающую роль в учебно – воспитательном процессе играла личность учителя, его профессионализм, гражданская позиция, нравственные качества, культурный кругозор, владение современными образовательными технологиями, умение ориентироваться в сложном и объемном информационном потоке. (2).

Задача преподавателя обществоведческих дисциплин, в первую очередь, усиление воспитательного аспекта образования. Ведь уже который раз, размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Вновь и вновь речь идет о нарушении баланса основных функций школы– обучения, воспитания, развития. (3) Учитель обществоведческих дисциплин сегодня должен быть больше чем учитель. Он должен применять методы научного подхода и постоянно анализировать процессы, происходящие в социуме. Для того, чтобы в процессе педагогической деятельности, корректировать, в ходе решения воспитательных задач, поведение обучающихся, их процесс социализации.

Ведь социологические и социально-психологические исследования, наблюдения педагогов выявляют негативные изменения в сознании и поведении подростков. Переход современных подростков от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности делает подростков особенно податливыми к отрицательному влиянию среды. Исследования свидетельствуют об отсутствии в сознании современных подростков таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание, творчество. Происходит криминализация части современных подростков. Результаты этих исследований подводят к выводу о необходимости усиления воспитательного потенциала школьного обществознания, о поиске технологий обучения, эффективно влияющих на формирование социально -активной личности.

Важнейшим моментом является то, что данный курс, в соответствии с требованиями Министерства образования РФ должен преподаваться как обновленный курс «Обществознание. Глобальный мир в ХХ1веке»(4) Новизна заключается в следующем:

– курс основан на принципе неделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;

– акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;

– рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания глобализации и тенденций происходящих общественных изменений;

– используются материалы социального прогнозирования для организации обсуждений в ходе учебного процесса; и т. д.

Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

1. Социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в ХХ1 веке;

2. Воспитание патриотизма и гражданственности, через осознание сопричастности к судьбам Родины;

3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении сей жизни;

4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социального значимого результата;

5. Уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

7. Конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства. (5)

Эти установки соотносятся с рядом ценностных ориентиров: самореализацией, здоровьем, гражданской ответственностью, консолидацией (единством) нации, толерантностью, информированностью, легитимностью власти, открытостью, правосознанием.

Для реализации целей и задач курса необходимо активно внедрять в преподавание курса деятельностный и личностно – ориентированный подходы, проектный метод, современные педагогические технологии. Использовать эффективную методику развития критического мышления, которая наиболее точно соотносится с требованиями сегодняшнего дня. Критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информаций. Это активный и интерактивный процесс познания. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений. (5). Для развития критического мышления необходимо использовать различные методические приемы.

Например, 1. разбивка на кластеры (опорный конспект). Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, например:

А) напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске;

Б) записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;

В) по мере того как у вас возникают идеи, вы их записывайте;

Г) выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.

2. Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

Фраза из 4-х слов

Существительное (вывод)

3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В первую колонку учащиеся записывают то, что они уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст, и находятся ответы на вопросы

Здесь записывают то, что учащиеся узнали из те5ста.

Ответы располагать параллельно вопросам из торой колонки.

4. Лекция. Лекция должна быть посвящена одной теме. Целесообразно использовать спонтанные, допускающие обмен мнениями лекции (1—15 мин). Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или суммировать его.

5. Пятиминутное эссе. Позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его учеников.

6. Чтение с использованием дискуссии. Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т. д. Затем учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Данное задание можно подбирать из рабочих тетрадей на печатной основе. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. Вопросы, которые задает учитель для стимулирования критического мышления, должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

Таким образом, данные методики позволяют включить учащихся в целенаправленный процесс мыследеятельности, отстаиванию собственного мнения, взгляда на проблему.

Эти методы и приемы не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков. А значит, способствуют воспитанию. И завершить свое выступление хотелось бы словами Джона Локка: «… напомню еще раз воспитателю, что его назначение заключается не столько в том, чтобы сообщить воспитаннику всевозможные знания, сколько в том, чтобы возбудить в нем любовь и уважению к знанию, и поставить его на правильный путь к приобретению знаний и к самосовершенствованию, когда у него будет к тому охота» (6)

Примечание:

1. Антология гуманной педагогики, Локк– М. : МГПУ, 2000 – 192 с. – (7)

2. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе– 2008-№8– 18 с . (1)

3. там же, 19 с. (2)

4. Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 веке //Программы общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2008– . 5 с. (4)

5. Там же, 6 с. (5)

6. Степанько С. Н. Обществознание, 9 класс, поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова– Волгоград: изд-во Учитель, 2007– 3 с. (6)

7. Школа будущего – это школа воспитания //Народное образование– 2007– №7– 205 с. – (3)