Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Опыт знакомства с произведениями духовной литературы в современной школе

Опыт знакомства с произведениями духовной литературы в современной школе

Духовная литература – особый пласт русской культуры и, в частности, русской словесности. Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Обычно это литература религиозного и философского характера различной тематики. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы – ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают духовно совершенствоваться, а самое главное – учиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

Духовная литература – это книги о душе. Само определение – «духовная» – указывает на её назначение: созидать в человеке дух (то, что побуждает к действиям, к деятельности, некая моральная сила), воспитывать нравственно, показывать идеал. С давних пор на Руси и простые люди, и представители высших сословий обращались к духовной литературе, то есть к книгам, написанным в помощь человеку, ради возможности его духовного роста. Это книги, благодаря которым мы храним память о своих предках, воспитываем в себе и любовь к ближним, и к Отечеству своему.

Духовная литература открывает как бы третье измерение человека, его духовную область, заставляет задуматься о насущных вопросах. Читатель найдет, к своему большому удивлению, что в духовной литературе все применимо к его личной жизни. Он станет подмечать в своем поведении и в поведении других то, чего раньше не замечал, он начнет понимать и видеть с точки зрения добра и зла. А добро – это все, что созидает, добродетель: любовь, милосердие, уважение, понимание, а зло – это все, что разрушает добро. А иначе, как писал св. Апостол Матфей, «какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит" (Мат. 16:26)?

Кроме того, каждый русский человек найдет в духовной литературе многие ответы на вечные вопросы, на вопросы, касающиеся русской культуры и истории, а также русского характера. Это важнейший источник мудрости и правильного понимания жизни, о чем неоднократно писали священнослужители и философы, писатели и исследователи.

Духовно богатый человек всегда греется теплом своего сердца и греет окружающих. Однако не всегда и не везде можно найти такого человека. Как писал архиепископ Феофан Затворник, «как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем. . , так и новорожденному в духе и обратившемуся нужны на первый раз… руководитель и руководство. » Среди таких помощников могут быть и книги, которые без фанатического навязывания помогут определить тот самый путь духовного и нравственного становления личности, её духовного развития и обогащения.

Мир духовной литературы разнообразен. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что с православной традицией и духовной литературой теснейшим образом связано становление и развитие русской литературы, в основе которой лежат заповеди нравственности, проповедуемые православием. Духовная литература обогатила светскую, дала ей нравственную основу. Литература же, в свою очередь, способствует формированию нашего внутреннего мира, морально-этических принципов, того, что мы называем «духовностью».

Духовная литература связана прежде всего с Библией. Все тексты, включенные в Библию, а также молитвы и жития святых относят к духовной литературе. Библия оказала влияние и на светскую литературу, многие русские писатели и поэты включали в свои произведения образы, идеи, мотивы, взятые из Библии или связанные с ней. А. С. Пушкин писал: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли…; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы пословицею народов…; книга сия называется Евангелием, – и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».

Возможность погружения в красноречие Библии современному школьнику, на наш взгляд, могут предоставить уроки русского языка, целью которых является развитие речи обучаемых. Тема «Фразеологизмы» в 6 классе предполагает знакомство с понятием фразеологического оборота, смысл которого не может быть понят из значения слов, входящих в его состав. Образовательный результат предполагает формирование умения определять источник появления фразеологизма в языке.

Можно предложить детям фразеологизмы, понимание которых требует обращения к евангельским текстам. Например, выражение «терновый венец» в значении тяжелый, мучительный путь связано с распятием Христа. Перед тем как распять Иисуса, воины, раздев его, жестоко били и, сплетя венец из колючего терна, возложили ему на голову. Терновый венец стал символом смиренного страдания, тяжелого, мучительного пути. Знание этимологии этого выражения поможет ребятам в дальнейшем верно понять в 9 классе стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное на смерть А. С. Пушкина «Смерть поэта», где мы читаем строки: «И прежний сняв венок – они венец терновый,/ Увитый лаврами, надели на него. / Но иглы тайные сурово/ Язвили славное чело».

Фразеологизм «заблудшая овца» характеризует хорошего, но случайно сбившегося с истинного пути человека. Обращаясь к Библии, читаем притчу о человеке, у которого было стадо овец, из которых одна заблудилась и пропала. Хозяин, которому было дорого каждое животное из стада, оставил остальных и пошел на поиски пропавшей. Разыскав, он принес её домой на плечах. Эта библейская притча облегчит понимание образа Самсона Вырина, героя повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая предложена для изучения в этом же 6 классе: « Едва оправясь от болезни, смотритель… пешком отправился за своей дочерью… «Авось,– думал смотритель,– привезу я домой заблудшую овечку мою».

К иносказательному изречению из Библии восходит фразеологизм «метать бисер перед свиньями». Популярным оно стало в 18 веке после выхода в свет комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», изучаемой в 8 классе. Это выражение использовал А. С. Пушкин, характеризуя Чацкого, героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (9 класс). Интересны детям такие выражения как «каинова печать», «камень преткновения» и др.

Прием медленного чтения библейских текстов поможет обучающимся понять их содержание и после беседы выполнить различные задания: вставить пропущенные слова в текст притчи, подготовить иллюстрации фразеологизмов, соотнести иллюстрации и фразеологизмы, составить тестовое задание по толкованию, включить подходящий по смыслу фразеологизм в текст и т. д. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и в парах или группах.

Еще раз к фразеологизмам обучающиеся обращаются в 10 классе при изучении раздела «Лексика. Фразеология. Лексикография». Круг выражений может быть расширен: иерихонская труба, избиение младенцев, посыпать главу пеплом и др. Учитывая, что эта тема включена в задания ЕГЭ по русскому языку, предложим детям более сложные задания: самостоятельно прочитать притчу, подготовить сообщение по этимологии фразеологизма, распределить фразеологизмы на группы в зависимости от происхождения, стилистической окраски, включить фразеологизмы в создаваемый текст, заменить выражения текста подходящими по смыслу фразеологизмами с целью усиления его яркости и выразительности.

Целенаправленное знакомство с фразеологизмами библейского происхождения, а значит, и с текстами Библии можно организовать и на уроках русского языка в 8 классе при изучении раздела «Двусоставное предложение». Определяя способы выражения различных членов предложения, в качестве дидактического материала можно использовать предложения, в которых встречаются выражения: терновый венец, соломоново решение (состав подлежащего, дополнения), нести свой крест, строить на песке (состав сказуемого) и др.

Таким образом, выполняя образовательные задачи по русскому языку, ребята прикасаются к духовному наследию предков, к опыту духовного становления. Систематическая работа в этом направлении послужит нравственному становлению личности. Священник Александр Соколов, в чьём пересказе дается Библия для детей, писал: «Конечно, каждый из нас решает сам, верить или не верить в Божественное происхождение Священных книг. Но в любом случае не читать их нельзя!»

Понятно, что само по себе чтение духовной литературы, знание содержания текстов не приведет автоматически к духовному росту, следованию евангельским заповедям. Второе важное направление – развитие внутренней духовной жизни человека. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг. Возможность их чтения и изучения дают уроки литературы.

Для изучения детям в 8 классе предложены произведения житийного жанра: «Житие Сергия Радонежского» (программа под ред. Г. И. Беленького), «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (программа под ред. В. Я. Коровиной и др. ). Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Образ Христа выдвигался как образец поведения человека, и герой жития в своей жизни следует этому образцу. Традиция жанра сложилась к ХIV – ХV векам: только выдающийся церковный или государственный деятель мог стать героем жития, он своей жизнью доказал преданность христианским заповедям и не согрешил ни в большом, ни в малом.

Ярким примером жития является произведение Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского», написанное в начале ХVвека. Автор славит Сергия как вдохновителя борьбы за освобождение Руси от татарского владычества, «за веру христианскую». ИсторикО. В. Ключевский писал: «Преподобный Сергий … своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. . При имени Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение».

Твердость в своей вере князя Александра Невского подчеркивается в повести о его житии, соединяющей черты воинской повести, жития и плача. Несомненна богоизбранность Александра. Это герой из народа и с народом, великий полководец, живший по христианским заповедям, праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской.

Методика изучения этих произведений достаточно разработана и широко представлена в методической литературе. Знакомство с произведениями житийного жанра дает ребятам образцы жизненного пути людей высокой духовности, достойные для подражания.

В 9 классе по программе и В. Я Коровиной, и Г. И. Беленького для изучения предлагается поэтическое переложение 2 и 6-7 стихов главы 6 книги пророка Исайи из Библии, сделанное А. С. Пушкиным, – стихотворение «Пророк». Учитель может предложить ребятам повести сравнительно-сопоставительный анализ с целью интегрирования знаний по литературе и православной культуре. Сам метод такого анализа дает возможность рассмотреть и сопоставить произведения светской и духовной литературы разных жанров с позиции нравственного поиска. Текст приведен в учебнике-практикуме.

Заметим, что такой вид работы с текстом программа под ред. Кутузова предлагает на примере стихотворений А. С. Пушкина и молитв : «Отец людей, отец небесный…» (6 июня 1836г. ) и Господня молитва «Отче наш», «Отцы пустынники и жены непорочны» и молитва Ефима Сирина «Господи и Владыко живота моего» (покаянная молитва, читаемая в дни Великого поста). Сила молитвы в том, что, обращаясь к Богу, человек просит помочь быть нравственно чистым и в делах, и в словах, и в мыслях. Отличительной чертой гения Пушкина было как раз творческое смирение, осознание своих возможностей и их пределов («Веленью Божию, о Муза, будь послушна…»). Отсюда – уважительное отношение к Творцу. Кроме того, одной из важнейших лирических тем поэта было оживление всего светлого, что заложено в человеческую душу с её «первоначальных, чистых дней», возрождение лучших качеств человеческой души, «пробуждение». В стихотворениях ярко выражены авторские чувства: умиление, которое дает ему молитва «во дни печальные». Методика изучения этих произведений также разработана и представлена в методических сборниках.

Таким образом, тексты духовной литературы для чтения и изучения в школе исчерпываются в 9 классе. Однако сами тексты русской литературы, их авторы направляют старшеклассников к текстам духовного содержания.

Путь человека, его внутренняя сущность, нравственная ценность – проблемы, которые нашли отражение в произведении В. П. Астафьева «Царь-рыба». Последняя часть «Нет мне ответа» заканчивается словами: «Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать, время насаждать и время вырывать насаженное, время убивать и время исцелять…». Это заключение повести – практически дословный текст Экклесиаста, являющегося частью Ветхого Завета Библии. Экклесиаст (др. -евр. «кохелет» – проповедующий в собрании) – памятник древнееврейской литературы IVили III вв. до н. э. Книга Экклесиаста во многом представляет уникальное явление в составе Библии. Даже далекие от веры мыслители обращались к ней, как к одному из наиболее глубоких философских трактатов. Недаром жанр её определяется как «литература мудрости», а автором называется Соломон. Сей проповедник прославился как мудрейший царь и в памяти потомков остался как эталон мудрости: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло…». Соломон сознательно приводит мыслящего человека в тупик: творить добро лучше, но – зачем? И тогда Екклесиаст приводит к Откровению: все сомнения, вся суета преодолевается в ином измерении, в «небе». Там Бог судит доброе и злое, он сделает тайное явным, а пока нужно научиться жить, исполняя Его заветы, «боясь». И этот страх определяется красивыми русскими словами «трепет», «благоговение». Именно чтение Экклесиаста приведет учащихся к пониманию авторского замысла повести «Царь-рыба», тем самым подвигая их на путь духовного роста и развития. Такие приемы позволяют формировать представление о художественном произведении как источнике духовно-нравственного совершенствования человека.

Изучение творчества Блока предполагает обращение учащихся к текстам духовного содержания. Можно предложить исследовательскую или проектную работу, касающуюся роли библейских образов и реминисценций в лирике Блока. А их достаточно. Строки из Откровения св. Иоанна Богослова поэт использует в качестве эпиграфов («Верю в Солнце Завета», «Я, отрок, зажигаю свечи»),включает образы из Откровения( цикл «Распутья»). Кроме того, мы встречаем евангельские выражения («Девушка пела в церковном хоре»), образы («За гробом»), евангельские сюжеты и отзвуки легенд (цикл «Итальянские стихи»), мотивы из Апокалипсиса (цикл «Страшный мир») и др. Расширяя представления учащихся о связи духовной и светской литературы, мы погружаемся в «божественное красноречие» библейских текстов, восхищаемся красотой слова и дела, учимся правильному пониманию жизненного пути.

И всё-таки, на наш взгляд, учитывая психологические особенности старшеклассников и возможности их духовного развития, текстов духовной литературы для изучения на старшей ступени недостаточно.

Но… «время и случай для всех» (Эккл. ). В этом году состоялось моё знакомство с протоиереем Геннадием Беловоловым, клириком Санкт-Петербургской епархии, настоятелем храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря), директором мемориальной квартиры святого Иоанна Кронштадтского г. Кронштадт. Он посетил Камчатку и преподнес в дар Петропавловской и Камчатской епархии икону Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», оригинал которой был написан по благословению святого Иоанна Кронштадтского в Леушинском монастыре. Предполагается, что эта икона будет находиться в Камчатском Морском соборе, закладной камень в основание которого положен 28 августа 2013 года.

Немного из истории иконы. Отец Иоанн Кронштадтский очень почитал икону Божией Матери “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Эта икона находилась в Леушинском монастыре и называлась просто “Похвала Божией Матери”. Отец Иоанн это монастырь посещал, был его покровителем. Настоятельницей Леушинского монастыря была игуменья Таисия. По ее благословению для отца Иоанна была написана копия иконы “Похвала Божией Матери”, на ней было изменено положение младенца и были начертаны слова Спасителя, которые он сказал своим ученикам: “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Есть предание о том, что сам отец Иоанн называл эту икону “Спасительницей России”. Символично, что эта икона находится теперь на Камчатке, там, где начинается Россия.

Игуменья Таисия Леушинская была одарена поэтическим талантом, многие современники считали её внучкой Пушкина, хотя в действительности она была лишь представительницей одной из ветвей: её мать происходила из рода Пушкиных. В 2005 году Леушинским Подворьем г. Санкт-Петербурга была издана её книга «Духовные стихотворения». Это издание считается наиболее полным. Сборник произведений игуменьи Таисии Леушинской был подарен мне протоиреем Геннадием Беловоловым.

Выявление особенностей жанра духовного стихотворения в процессе сравнительно – сопоставительного анализа – интересная исследовательская работа для старшеклассников. Она позволяет использовать приемы, дающие возможность логически рассуждать, находить взаимосвязи, выделять общее и различное в процессе сопоставления произведений одного лирического жанра. Но самое важное – приобщить детей к миру духовных ценностей.

С этой целью можно отобрать различные произведения. Представляется возможным и целесообразным сопоставить «Молитву» М. Ю. Лермонтова («В минуту жизни трудную») и«Молитву» Таисии («Молитва есть дар благодати священной»). Стихотворение М. Ю. Лермонтова наполнено настроением божественного Откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту. Желание обрести состояние мира, любви, спокойствия звучат в словах и другой «Молитвы». При различии в использовании изобразительно-выразительных средств общность темы очевидна: земное и небесное в человеческой душе.

В 11 классе удачной получилась работа над стихотворением А. Блока «На Пасхе» (1910г. ) и «На Рождество Христово» игуменьи Таисии. Названные христианские праздники стали традиционными практически в каждой русской семье. Тематическая общность событий, о которых идет речь в произведениях, очевидна (жизнь Христа: Рождество и Светлое Христово Воскресение). Это может послужить основой для сопоставления. При видимой хронологической взаимосвязи обращаем внимание детей на различия в композиционном построении. Форма диалога духовного стихотворения объясняет и особенность развития лирической темы, и стремление автора показать состояние благоговения и вдохновения лирического героя. Таким образом дети могут приблизиться к духовной сущности христианских праздников, понять, чего ждет человек в этот день, чему радуется. Сравнительно-сопоставительный анализ подчеркнет как яркость каждого из произведений, так и своеобразие миропонимание каждого автора. Читая духовные стихотворения, старшеклассники не только расширяют представления о их взаимосвязи со светской литературой, но и учатся рассуждать, правильно оценивать то, что читаешь, оценивать себя и свои действия с нравственных позиций.

Интересно, на наш взгляд, сопоставление стихотворений А. Блока из цикла «На поле Куликовом» (1908 г. ) и духовного стихотворения «Где спасение?» (1905 г. ). Произведения близки по времени создания, по внутреннему, идейному содержанию. Духовное стихотворение, передающее боль скорбящего сердца, отличается непридуманной простотой, благодатным вдохновением и, в отличие от светской поэзии, аскетической точностью образов. В обоих стихотворениях звучит неподдельное волнение о судьбе Отечества, по-разному раскрывающееся в лирических образах.

Изучая «Матренин двор» А. И. Солженицына, как ни вспомнить духовное стихотворение «Праведник» Игуменьи Таисии? Читаем у Солженицына: «… тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. /Ни город. /Ни земля наша. » В духовном стихотворении: «И если бы они меж нами не являлись/ И нашей темноты собой не просвещали,/ Что сталось бы с людьми?!/ Среди сует земных – погибли бы они!. . . » Праведничество как образ жизни всегда было близко русскому человеку, возвышало и укрепляло дух его.

Святым праведником является и Иоанн Кроншадтский, по благословению которого написана икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», находящаяся на Камчатке. Именно он обращался с наставлением: «Ты следишь за событиями во внешнем мире, читая светские сочинения, газеты, журналы. Не упускай же из виду и своего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе…».

1. Блок. А. А. Стихотворения. Поэмы. – 2-е изд. – М: Дрофа, 2003. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

2. Ветхий и Новый Завет в простых рассказах. – М: Прометей, 1991

3. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 кл. : Учеб. -хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт. -сост. В. Я. Коровина и др. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2009

4. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 9 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс» – М. : Издательство «Экзамен», 2009.

5. Игуменья Таисия Леушинская. Духовные стихотворения. – Санктъ-Петербург: Издательство Леушинское Подворье, 2005.

6. Литература. Русская классика. 9 кл. : В 2 частях. Ч. 1: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / под ред. Г. И. Беленького. – М. : Мнемозина, 2007

7. Читаем, думаем, спорим… : дидакт. Материалы по лит. : 8 кл. / авт. -сост. В. Я. Коровина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2008. .