Сетевые ресурсы в контексте социального проектирования
Сетевые ресурсы в контексте социального проектирования Современные образовательные технологии в комплексе с компьютерными и Интернет – технологиями – являются основами личностно – ориентированного, развивающего обучения и широко используются в мировой практике. Работая в современной школе, с детьми, у которых высокий уровень мотивации обучения невозможно использовать только традиционную методику обучения. Поэтому при проектировании уроков сегодня, учителю необходимо использовать личностно – ориентированный подход к обучению, в центре которого – находится личность ученика. Достигнуть поставленных целей помогает социальное проектирование, целью которого является не получение новых знаний, а продукт, соответствующий потребностям и интересам определенной группы людей. Как в программе “Учимся с Intel”, разрабатываемые проекты должны быть ориентированы на потребности людей, живущих по соседству – школьников, играющих во дворе ребятишек, людей живущих в микрорайоне или селе. Возможно, самым трудным в работе над проектом является поиск проблемы. Так как, сложно избежать гигантомании (проектов с бюджетом небольшого городка), глобализма (с попытками решить задачу, безуспешно решаемую человечеством в последние пару столетий). Используя современные средства и формы, одной из которых является дистанционное обучение, у педагогов появилась реальная возможность осуществить планирование социального проекта в сети Интернет.
Хочется отметить особенности и преимущества дистанционного обучения:
○ повышает творческий и интеллектуальный потенциал, т. к. способствует самоорганизации,
○ помогает приобрести навыки взаимодействия с новой сетевой оболочкой и выполнять задания в новых сетевых средах,
○ организованные тьютором группы, способствуют развитию сотрудничества и коммуникативных навыков,
○ мотивирует к повышению уровня сложности выполняемых заданий.
Особенности организации мероприятия:
Мастер – класс “Социальное проектирование в школе” был проведен в рамках Международной конференции “Новая школа – мой маршрут” и организован в дистанционной среде Moodle (система управления курсами) Ссылка:http://intel-learn. ru/moodle/course/category. php?id=6.
Фасилитируемая организация обучения продемонстрировала технологию образовательной программы "Учимся с Intel" («Путь к успеху»).
Дистанционная среда позволила осуществить интерактивное обучение участников посредством видео-лекций, Google-документов, заданий для выполнения с использованием Web 2. 0. Работая в команде, учителя анализировали и формулировали социально значимые проблемы, аргументировали свой выбор, находили пути решения проблемы, оценивали результаты. Возможность общения и обсуждения реализовалась посредством форумов, скайп-чатов и почтовых рассылок. Для консультаций и оперативного решения вопросов использовалась электронная почта и служба рассылки сообщений. Таким образом, педагоги прошли все этапы создания социального проекта, используя сетевые ресурсы.
Так, например, осваивая цели и задачи социального проекта, командами было разработано несколько ментальных карт. Ментальные карты – они же «концептуальные карты», «карты ума» (mind maps)позволяют структурировать информацию, выделять основные понятия, тезисы, создавать связи между ними, способствуют лучшему усвоению и запоминанию.
Задание на on-line доске было направлено на осмысление трех основных технологий программы “Путь к успеху”.
Работая над проектами участники активно использовали документы Google. Выдвигали идеи, анализировали, рассматривали различные точки зрения, формулировали проблемы, аргументировали выбор, находили пути решения проблемы, оценивали результаты через сотрудничество и распределение ролей в группе. Создание дополнительных документов к проекту осуществляли непосредственно в сети. Каждый модуль обучения ставил перед педагогами новые задачи, решать которые помогало сетевое взаимодействие. Таким образом, они делали свои шаги к успеху.
Результаты работы:
1. Ссылка на итоговый пост автора в Галактике: http://edugalaxy. intel. ru/index. php?automodule=blog&;blogid=1424&showentry=4058
2. Некоторые темы проектов:
Проект по теме: «Путешествие» – Закладки для первоклассников.
Проблема: Мы не раз наблюдали, как малыши -первоклассники не могут найти нужный кабинет и очень расстраиваются из-за этого. Мы стали вспоминать, как сами в 1-м классе долго не могли запомнить своих учителей, путали их имена, расписание и кабинеты. Нам захотелось помочь первоклассникам. . .
Проект по теме: «Парк» – Реставрация парковых скамеек.
Проблема: На экскурсии по природоведению мы ходили в парк. . . В парке нам встретилась пожилая женщина. . . она решила отдохнуть и присесть на скамейку. Но сидеть было неудобно: скамейка грязная, непонятного цвета, сумка порвалась за неровные края скамьи, на одежде остались затяжки и кусочки старой краски. . . Как мы можем сделать парк уютнее?
Защита проектов прошла в формате скайп-конференции.
3. Рефлексивная анкета: “Коллективном эссе” https://docs. google. com/spreadsheet/ccc?key=0AmyZNGCeqjH4dDFPYXJGYk 5eC10bFdILWpoVG9aN3c
Рефлексия показывает, насколько удачен для участников был первый опыт использования сетевых ресурсов, компьютерных технологии, сотрудничества и решения проблем, т. е. насколько они оценивают развитие навыков критического мышления.
Приведу примеры суждений участника:
“Данный мастер-класс (я приняла участие в 6 в рамках конференции) оказался самым успешным и самым продуктивным в плане сетевого взаимодействия, мы работали в группах, многие в двух. Общение с коллегами – это самый лучший и верный способ чему то научиться! Я в восторге, спасибо большое. . . ”
"Дистанционное обучение – сложно, но настолько интересно и увлекательно по своей форме проведения, одновременно не видя друг друга, люди не обращают внимание ни на возраст, ни на внешность, ни на звания и т. д. , а на то, что они могут привнести в общую работу (групповая работа), одновременно ты работаешь самостоятельно и никто тебе не мешает. Данная форма обязывает быть более толерантными и внимательными друг к другу, что в реальной жизни часто не хватает. Спасибо огромное нашему фасилитатору … за доступную, понятную и интересную подачу информации, проверенной на собственном опыте, что ещё ценнее. . . "
". . . Можно сказать "зашла посмотреть", а захватило, закрутило! Многому научилась. Спасибо. . . а главное, НАУЧИЛАСЬ НОВОМУ и ПОЛЕЗНОМУ ДЕЛУ!"
Уверена, что дистанционное обучения позволило познакомиться и освоить новую образовательную технологию, а полученный опыт обязательно пригодится в педагогической практике. Многое сделано, но многое ещё впереди, ведь дорога бесконечна! Впереди новые победы и новые открытия, новые возможности и новые знания. Новые маршруты по "Пути к успеху"!