Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческой активности педагога как средство его профессионального роста

Развитие творческой активности педагога как средство его профессионального роста Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии.

В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Личность, как известно, формируется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителей таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность «порождает» (А. Н. Леонтьев) необходимые профессионально– личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями, коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменяющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Обострившееся в современных условиях противоречие между объективными требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и возможностями их разрешения за счет имеющегося у учителя запаса знаний и опыта требует разработки непрерывной системы профессионального самосовершенствования учителя.

Обеспечение непрерывности творческой деятельности является одной из труднейших задач. «Непрерывность деятельности поддерживается постоянно происходящим в ней обновлением и разнообразием (размышлений и планов, наблюдений и впечатлений, поисков и проб, проверок и самокритики). Личность и деятельность, как бы «переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются и побуждаются к дальнейшему движению»[1].

Непрерывное образование нельзя сводить только к повышению уровня общеобразовательных и профессиональных знаний учителя. Учитель должен овладеть философской, исторической, эстетической культурой. В процессе непрерывного образования совершенствуется его духовное, экономическое и экологическое воспитание, повышается социальная активность и ответственность. Система непрерывного совершенствования педагогического мастерства должна обеспечить продвижение всех учителей от одного уровня овладения творческой деятельностью к другому, более высокому, от «переоткрытия» известного к отдельным творческим находкам, от выбора имеющихся вариантов к поискам собственных, нестандартных, оригинальных решений.

При разработке системы непрерывного творческого саморазвития учителя исходим из ряда общих психолого-педагогических положений о развитии личности:

1. развивать потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным окружающими по достоинству, желание стать «значительным»;

2. развитие личности происходит только в процессе деятельности самого человека;

3. многие качества человека формируются в межличностном общении;

4. необходимо формировать личность в целом, а не отдельные качества, свойства характера;

5. опираться на лучшие стороны личности, ее интересы, потребности, склонности, чувства[2].

Основными компонентами системы непрерывного творческого саморазвития учителя являются:

– целеполагание как системообразующий фактор;

– мотивация как потребность в саморазвитии, самообразовании, самореализации;

– содержание, формы, методы и средства самообразовательной и самовоспитательной деятельности и методической работы, включающие методическую, научно-методическую, научно-теоретическую (психологическую и педагогическую), философскую и культурологическую подготовку учителя;

– управление, т. е. организация, руководство, анализ, оценка, контроль, диагностические исследования, применение технологий управленческой деятельности и т. п. ;

– результаты как переход учителя с одного уровня творческой деятельности на более высокий.

Все компоненты системы функционируют во взаимодействии и соорганизации и соответствуют общепсихологической теории деятельности, разработанной отечественными психологами С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и получившей развитие в работах В. В. Давыдова. В соответствии с данной теорией, построение деятельности индивида соответствует направляющей ее цепочке: потребность – мотив – цель – условия деятельности – выполнение – результат.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые обществом к учителю на современном этапе, и требования администрации образовательного учреждения, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, учитель определяет направления своего совершенствования (элементы психолого-педагогической и методической подготовки, профессиональные и личностные качества) и определяет, через какие формы развития (методическую работу, самообразование, самовоспитание) будет осуществляться процесс творческого саморазвития, т. е. определяет индивидуальную траекторию своего развития. Необходимым условием является определение конкретных результатов творческого саморазвития, фиксация которых проводится в индивидуальном плане развития учителя.

Практика показывает, что основными формами повышения педагогического мастерства учителей сельской школы являются курсы повышения квалификации в БОУ ИПКиППРО РА, дистанционные курсы, школьные методические объединения, стажерские площадки, конкурсы педагогического мастерства.

Творчество учителя – важнейший признак педагогического мастерства. В условиях появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогики творчески работающий учитель получил право выбора систем, технологий обучения и воспитания, программ, методов, средств и форм педагогического процесса.

Педагогический коллектив МОУ «Турочакская СОШ» характеризуется высоким профессионализмом и педагогическим мастерством. В связи с этим уже стало традицией организация для учителей школы, района мастер-классов, открытых уроков, дней открытых дверей, где учителя нашей школы делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас», затрагивая наиболее актуальные проблемы обучения.

Рост педагогической квалификации может осуществляться за пределами школы. Мы всячески поддерживаем стремление учителей посещать различные курсы, и не только сугубо педагогические, но и любые, способствующие личному росту. Курсы повышения квалификации в БОУ ИПКиППРО РА традиционно остаются одной из форм повышения квалификации педагогов. Именно на них встречаются учителя-предметники, чтобы на несколько недель стать учениками.

Динамика повышения квалификации педагогическими работниками МОУ «Турочакская СОШ»

Учебный год

Количество педагогических работников (всего)

Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

2009 – 2010

73

24

2010-2011

77

26

2011-2012

74

23 (72 часа) +

8 (8 – 24 часа)

В последние годы всё больше педагогов проходят курсы повышения квалификации в дистанционном режиме. Разнообразная тематика данной формы повышения квалификации позволяет учителю выбрать интересующую его тему курсов, повысить компетентность по проблемным вопросам.

Конкурсы профессионального мастерства являются одной из наиболее эффективных инновационных форм повышения уровня профессионального творческого потенциала специалистов. У каждого конкурса свои цели и задачи, но все они объединены одним принципом – активизировать работу коллективов образовательных учреждений.

Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, позволяют найти формы самовыражения, саморазвития, самосовершенствования, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество.

Динамика участия в методических мероприятиях.

Учебный год

Участие педагогов в методических мероприятиях

Муниципального уровня

Регионального уровня

Всероссийского уровня

Международного уровня

2008-2009

8

10

-

-

2009-2010

10

18

1

-

2010-2011

6

19

3

-

2011-2012

6

32

23+19 (Общероссийский проект «Школа цифрового века»)

1

Таким образом, видим, что увеличивается количество участников. Следует отметить, что повышается качество участия в конкурсах разного уровня.

Конкурс «Учитель года» занимает особое место в развитии педагогического мастерства творчески работающих учителей. Данный конкурс выявляет лучших из числа его участников, оценивает их профессионализм. Профессиональную компетенцию и творческий подход наших педагогов не раз высоко оценивало жюри конкурса.

Конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. Конкурсы педагогического мастерства – это и форма поиска уникального педагогического опыта, способов его распространения.

Обладая солидным опытом, который может быть полезен другим, желая поделиться своими педагогическими открытиями, профессиональными достижениями, педагоги МОУ «Турочакская СОШ», делятся своими мнениями, пишут о своих успехах, публикуют свои методические разработки в сборниках, научно-методических журналах, в социальной сети работников образования nsportal. ru, во всероссийском интернет-педсовете.

За последние два года значительно повысился интерес учителей к печатной деятельности. Стимулом к этому является прежде всего желание поделиться приобретенным педагогическим опытом работы, кроме того это одно из условий успешной аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории. Наблюдается положительная динамика участия педагогов в печатной деятельности: в 2010-2011 учебном году опубликовано 10 работ, в 2011-2012 учебном году подготовлено в печать 14 работ.

Основной формой подведения итогов профессионального самосовершенствования педагога выступает его аттестация.

Динамика профессионального роста педагогических работников (2008 – 2009 гг. )

Присвоена:

2008 – 2009

2009 – 2010

2010 – 2011

2011 – 2012

Всего

11

20

8

8

Высшая категория

5

3

2

-

1-я категория

5

10

3

4

2-я категория / соответствие занимаемой должности

1

7

3

4

Состав педагогических работников по категориям.

Высшая

Первая

Вторая/ соответствие занимаемой должности

Без категории

Всего педагогических работников

2010 – 2011

11

26

12

15

77

2011 – 2012

9

23

15

28

74

Общее число преподавателей с высшей, первой и второй квалификационными категориями, признаны соответствующими занимаемой должности на 01 июня 2012 года 47 (64%). В МОУ «Турочакская СОШ» трудятся квалифицированные опытные учителя и перспективная творческая молодежь.

Аттестация должна учитывать нарастание творческого потенциала педагога от года к году, совершенствование профессиональных и личностных качеств. Она должна являться творческим отчетом педагога, средством фиксации достигнутых результатов в процессе творческого саморазвития. «Достигнутый в деятельности, подкрепленный общественным признанием и морально-материальными стимулами успех развивает, усиливает и упрочивает положительную мотивацию деятельности, чем стимулирует дальнейшее развитие способностей, а они прокладывают путь к новым успехам, вся эта система функционирует, как бы развертываясь подобно спирали». Учитель выходит на новый уровень и определяет направления дальнейшего саморазвития, то есть непрерывная система творческого саморазвития[3] не позволяет учителю останавливаться на достигнутом, а побуждает его к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства.

Система непрерывного творческого саморазвития учителя подчиняется общей теории систем, согласно которой оптимальное функционирование системы возможно только при соблюдении следующей совокупности принципов:

– целостности (все элементы системы адаптированы друг к другу);

6. необходимого разнообразия (многообразие форм методической работы, методов, приемов, средств самообразования и самовоспитания);

7. эффективного управления (подчинение всех форм единой цели);

8. разрешения проблем (постепенное введение новых форм, средств и т. п. в ходе саморазвития);

9. эффективной обратной связи (межличностное общение, самоконтроль, диагностика).

Разработанная система обеспечивает реальную возможность построения и реализации индивидуальных траекторий творческого саморазвития, стимулирующих активность учителей в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности, творческого начала, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению, совершенствованию педагогического мастерства. Она побуждает учителя к постоянному самосовершенствованию, активизируя стремление личности к саморазвитию, достижению более высокого уровня профессионализма и учитывает нарастание творческого потенциала учителя, его профессиональных и личностных качеств, которые могут быть отражены в карте профессионального роста учителя.

Карта профессионального роста учителя.

Сведения об учителе:

Ф. И. О. ____________

Год рождения: ____________

Образование (что, где, когда закончил): _________

Предмет преподавания: ______________________

Критерий роста

Учебный год

2011 – 2012

2012 – 2013

Стаж работы

Прохождение курсов повышения квалификации (тема, год, место)

Аттестация

Работа по обновлению содержания образования

1. Разработка программ (авторские, адаптированные)

2. Апробация УМК, учебников

Учебная деятельность

1. Уровень обученности

2. Результаты олимпиад:

школьные

муниципальные

региональные

Награждение

Изучение современных технологий:

изучение

внедрение

обобщение

Научно-методическая деятельность

1. Тема по самообразованию (реализация)

2. Участие в семинарах, НПК, конкурсах

3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Деятельность по обобщению и распространению опыта

1. Открытые уроки

2. Публикации в сборниках, методических журналах

3. Участие в педагогических чтениях

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и квалифицированным будет учитель, зависит благосостояние и образование наших детей, внуков, всех будущих поколений.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М. , 1991.

2. Байкалова В. «Как подготовить публичный отчет?» // Школьное планирование. 2009. – №2.

3. Гуревич К. М. , Платонов К. К. Психологические аспекты воспитания трудящихся на социалистических предприятиях. – В кн. : Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР. – М. , 1977.

4. Плюснина Е. С. «Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников» // Методист. – 2008. – №10.

1. Селезнева С. В. «Карта профессионального роста» // Журнал для администрации школ. – 2009. – №1

2. Фридман Л. «Мы сами все можем» // Народное образование. – 1995. – №6.

3. http://bibliofond. ru/view. aspx?id=103776

4. http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6000/Itemid,5501173/

5. http://www. ict. edu. ru/vconf/files/



[1] Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М. , 1991. – С. 161.

[2] См. : Фридман Л. «Мы сами все можем» // Народное образование. – 1995. – №6. – С. 79.

[3] [3] Гуревич К. М. , Платонов К. К. Психологические аспекты воспитания трудящихся на социалистических предприятиях. – В кн. : Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов СССР. – М. , 1977. – С. 5.