Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как научить ребенка задавать вопросы

Как научить ребенка задавать вопросы Любой процесс обучения преследует по крайней мере две цели. С одной стороны, мы даем ребенку совокупность знаний, необходимых ему для ориентации в жизни и профессии, с другой стороны, учим мыслить самого. Процессы мышления связаны со способностью применения знаний в новых ситуациях, а так же с приобретением этих знаний. Многократно отмечалось, что в мышлении постановка хорошей проблемы часто оказывается более трудной, чем решение этой проблемы. А обучение постановке проблем порой также труднее, чем обучение их решению. Очень важно поддерживать и развивать в ребенке его умение и желание задавать вопросы. В книге «Психология одаренности»[1] предложены уровни, которые позволяют оценить степень продуктивности реакции взрослого на вопросы ребенка. Всего выделено 7 уровней ответа взрослым на вопрос ребенка. Уровни располагаются от самого низкого к самому высокому, чем выше уровень, тем больше ответ способствует умственному развитию ребенка. Предполагается, что ребенок посмотрел фильм о Нидерландах и задает взрослому вопрос: «Почему люди в Нидерландах такие высокие?»

Уровень

Название (с точки зрения роли взрослого)

Сущность

(примеры ответов)

Чему учит?

Отвержение вопроса

Состоит в ответах типа: «Не задавай глупых вопросов!», «Не отвлекай меня», «Тебе еще рано это знать!», «Мы будем проходить это позже».

Постоянные ответы такого типа отучают детей задавать вопросы

Повторение вопроса

Ответы типа «перефраз». «Потому, что они голландцы, а голландцы очень высокие», или «Они много растут».

Такой ответ формально снимает вопрос, однако приучает ребенка поверхностно относиться к размышлению.

Прямой ответ или отказ со ссылкой на незнание.

Ответы этого уровня: «У них такая генетика», «Они много едят мяса», «Я не знаю»,

Эти ответы снабжают ребенка новой информацией. Если оно еще включают одобрение типа «Это хороший вопрос», то способствуют дальнейшему задаванию вопросов со стороны ребенка. Однако такого рода ответ не учит ребенка собственно размышлению.

Предложение обратиться к источнику знания.

Ответы типа: «Давай посмотрим в энциклопедии».

Этот тип ответов учит ребенка, что знание не всегда есть в наличии, что важен процесс поиска знания.

Предложение разных вариантов ответа.

Это могут быть ответы следующего типа: «Голландцы могут быть высокие по разным причинам: из-за генетики, из-за климата, типа питания, инъекций гормонов, они носят туфли на каблуках».

Ребенок, начинает понимать, что даже относительно простые вопросы могут предполагать несколько гипотетических ответов.

Не только формулировка гипотез, но и их проверка.

Например: «Как нам определить какое объяснение верно?». «Какие следствия можно ожидать, если верны гипотезы о генетике, климате или еде?

Ребенок учится формулировать и проверять гипотезы.

Помощь в осуществлении проверки.

Взрослый предлагает найти способ собрать информацию для оценки справедливости альтернативных гипотез.

Ребенок приучается не только думать, но и действовать для проверки мыслей.



[1] Психология одаренности. Под. Ред Д. В. Ушакова. М. 2000. с. 84.