Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Компетентностный подход в развитии образовательной среды в начальной школе

Компетентностный подход в развитии образовательной среды в начальной школе

Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований.

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»

Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства.

Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время знания сами по себе не являются целью обучения, они лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширяет границы самоактуализации личности младшего школьника, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь освоения мира.

На основе компетентностного подхода качественные изменения в личностно-смысловой сфере ребенка готовят его к дальнейшему развитию в следующих основных направлениях: мотивация и мотивационная готовность к дальнейшему развитию, рефлексия над усвоенными знаниями и собственной деятельностью, системность знаний, развитие средств и приемов деятельности, необходимых для жизни. Многие программы начальной школы, в том числе и «Школа 2100», ориентируют на формирование у младших школьников компетенций.

К ключевым образовательным компетенциям относят:

ценностно-смысловые (ценностные ориентиры ученика, способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать цель, ответственность за поведение и поступки, принимать решения);

общекультурные(опыт в национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы, опыт освоения научной картины мира);

учебно-познавательные (самостоятельная познавательная деятельность, организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, овладение креативными навыками продуктивной деятельности);

информационные (владение современными средствами информации, поиск, анализ, отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача);

социально-трудовые (знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, области профессионального самоопределения, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений);

личностного самосовершенствования (освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляцией и самоподдержки).

Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию.

Итак, во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся и др.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений, оценивании своей учебной деятельности.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т. е оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребёнка в выполнении каких-то операций, приёмов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные способы действий.

Реализуя на уроках в начальной школе данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребёнка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно всё объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Актуально формирование умений самоорганизации учебной деятельности учащихся. Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации следует использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим эффективно использовать в работе активные методы обучения: проблемные, частично-поисковые, эвристические, а так же учебный диалог.

Таким образом, деятельностный подход – это своего рода философия образования, методологический базис. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, т. е. готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что компетентностный подход в обучении младших школьников строится на следующих положениях, которые помогают сформировать в начальной школе учебную деятельность.

1. Ученик – субъект учебной деятельности, который в ходе обучения самосовершенствуется, изменяется. В процессе усвоения знаний у младших школьников формируются общепредметные (коммуникативные, ценностно-смысловые, интеллектуальные, оценочные, организационные) и предметные компетенции: лингвистические, математические, естественнонаучные и др. детей необходимо научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями.

2. Педагогу необходимо организовывать исследовательскую деятельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают ученые в момент открытия нового знания, понятий, законов. Такую деятельность учащихся В. В. Давыдов называл «квазииследовательской». Школьники не создают понятий, ценностей, норм, а присваивают их в процессе учебной деятельности, когда они осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры. Такой процесс исследования на занятиях ведет к образованию нового типа мышления – теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях и противоречиях.

3. Учет ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием младшего школьника при формировании учебной деятельности является теоретическое, абстрактное мышление. Ведущим новообразованием учащегося основной школы являются общественные отношения, опыт коммуникации и самореализация в общественной жизни класса, школы. При этом учителю необходимо развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, мышление; необходимо превратить развитие личности школьника в саморазвитие, самоопределение в самореализацию. Учет ведущих новообразований в образовании школьника ведет к воспитанию ученика, формированию его мировоззрения, патриотизма, трудолюбия, формированию нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

4. Формирование рефлексивных умений ученика, которые позволяют школьнику обнаружить и установить границы своего незнания, способствуют развитию умения переходить границы своих возможностей, расширять их в области мышления и деятельности, тем самым, изменяя себя.

5. Формирование умений младших школьников решать учебные или практические задачи.

6. Основной формой взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик» является учебный диалог. В таком диалоге учителю отводится особая роль – не мастера по натаскиванию знаний, а партнера по совместной деятельности, который имеет право на свою точку зрения, но она не должна быть авторитарной, навязанной учащимся «сверху».

7. Формирование умений учащихся осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Важно заметить, что контроль и оценка должны быть направлены не столько на выявление определенного результата в предметных знаниях, сколько на процесс формирования этого предметного знания учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, для использования знания в реальной жизни.

8. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника. Эффективность любого урока при компетентностном подходе определяется не только тем, какой объем информации на уроке учитель пытался дать детям, а, прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения для жизни.

Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

Главная задача учителя начальных классов – активизировать учебное занятие, создать условия для включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, в исследование, в поиск по открытию новых знаний. Компетентностный подход в обучении предполагает совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения теорией и технологией структурирования учебного материала с учетом прогнозирования структур учебной деятельности младшего школьника как субъекта учения на занятии, организацию практико-ориентированного использования знания учащимися в повседневной жизни.