Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обучение приемам исследовательской деятельности в начальной школе

Обучение приемам исследовательской деятельности в начальной школе

Говоря о детях начальной школы и об исследовательской деятельности, ни в коей мере нельзя подразумевать исследовательскую работу. В начальной школе мы лишь только вооружаем детей исследовательскими методами познания. В основном это почти каждодневная кропотливая работа учителя начальных классов, которую не всегда по достоинству оценивают его коллеги.

Уже в I классе начинается активная систематическая исследовательская работа детей, которую организует учитель. На первых порах – это коллективная работа, которая постепенно переходит в групповую и индивидуальную. Нужно всех научить видеть и давать себе отчет об увиденном. Для этого организуются экскурсии и наблюдения.

Простой пример: предложите ребенку сделать рисунки того, что они видят по дороге в школу. И вы увидите, что не все ребята могут восстановить дорогу, они ее как бы и не видели. Проведем экскурсию, совместно все осмотрев, и после этого рисунки представят ясное отчетливое представление улицы со всеми ее характерными особенностями.

Чрезвычайно развитая наблюдательность – это то, без чего не может быть проведено любое исследование. На уроках по окружающему миру первоклассники наблюдают за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, деятельностью людей, за посевами. Исследуют натуральные объекты природы, свойства воды, снега, воздуха, наблюдают за изменением погоды.

Конечно, исследования могут начаться, если сформулирована проблема. Например: Где может быть воздух? (опыты) Можно ли опустить на дно стакана кубик с флажком, не замочив флажок? Как распространяются семена? Почему под кленом лунка глубже, а под березой нет? Почему сосульки разные по толщине и длине? (таблица «Где может быть воздух?)

На уроках математики уже с первых дней дети знакомятся с приемами исследования, обнаруживая закономерности и объясняя их смысл:

находят лишний предмет, устанавливают классификацию, продолжая ряд. Определяют слово, которое объединяет все изображенные предметы или решают более абстрактные задачи, использующие буквы, знаки, числа, фигуры, понятия. (показ образцов).

Первоклассники исследуют и объясняют закономерность натурального ряда чисел, выясняют, наблюдая, отношения между смежными числами.

Измеряя длину, объем с помощью условных мерок приходит к выводу о зависимости числа от величины мерки.

Как разделить листок бумаги на равные части? Ленточку, шнурок? Для нас это очевидно. Но сколько операций проделает малыш, прежде чем сделать открытие?

Прежде чем перейти к решению задачи, ребенок должен научиться определять ее компоненты. Наблюдать за исследованиями при определении лишних данных, недостающих составных задачи учителю старших классов не приходится.

Учитель начальных классов радуется вместе с учениками таким, казалось бы незначительным победам!

Уроки обучения грамоте – это еще одна маленькая лаборатория!

Как отличить гласные от согласных? Почему слышится

(а), а пишется Я? Какое слово начинается с такого же

звука, что и ЛИСА?

Во 2 классе дети имеют уже больший навык наблюдения. Способны самостоятельно провести обследование класса, комнаты, составить план комнаты.

Часть коллективно, а частью индивидуально обследовать и описать здание школы.

Проводить наблюдения за комнатными растениями, обитателями аквариума, готовить сообщения по изучаемым темам, делать зарисовки. Экскурсии проводятся с целью изучения различных экосистем. Здесь широкое поле исследовательской работы для маленьких «ученых».

Большая роль отводится методу сознательного чтения. Чтобы понять точку зрения автора, его мысли и чувства, характер произведения, надо уметь читать и мыслить, исследовать.

Работая в группах и коллективно, самостоятельно распределяют роли для выпуска диафильма. Исследуют текст, подбирая иллюстрации к определенному отрывку.

В 3 классе дети могут пополнять представляемые сведения из литературы. Представляют доклады, выполненные самостоятельно и снабженные рисунками, чертежами, картами, коллекциями.

В 4 классе дети могут самостоятельно подобрать литературу, пользуясь справочниками и энциклопедическими словарями, сделать небольшой доклад по теме.

Постепенно развиваясь, начиная с 1 класса, углубляясь и становясь все самостоятельнее к 4 классу, исследовательская работа становится настолько серьезной, что дети в состоянии оценить ее объективную ценность.

А для нас, учителей начальной школы, ценно то, что дети овладевают исследовательским методам.

Такая исследовательская работа не только по силам детям, но она и соответствует их запросам. От небольших работ учащиеся переходят к созданию проектов.