Активные методы обучения на уроках
Активные методы обучения на уроках Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке. На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:
- выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
- постановка проблемных вопросов,
- организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др. ).
2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:
- задания исследовательского характера,
- задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т. п. ,
- имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др. ,
- обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:
- Организационно-деятельностные игры в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
- Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.
- Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов.
- Познавательно-дидактические игры, в которых создается включение изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.
- Игровое проектирование – решение конструкторской задачи или разработка технологии. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.
Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.
“Электронный журнал”, “Электронные учебные пособия” и сайты. Они выполняться учащимися в рамках учебной деятельности в течение года и ежегодно дополняются и обновляются.
Электронный журнал – удачно сочетает в себе отдельные разделы, выполненные учащимися о школьной жизни: “Мастер-класс”, “Декада ШМО “Веста””, “Школьная мода”, “Информация об участии школьников в городских конкурсах, фестивалях, выставках”, “Кулинарная страничка” дайджест популярных изданий “Секреты макияжа”, “Профессиональный гороскоп”, “Дамы посмеемся”, тесты и др.
Социальное проектирование предоставляет учащимся возможность . попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация.
Проект, над которым в течение года работают учащиеся “Сеем разумное, доброе, вечное…” по оказанию шефской помощи детским садам, находящимся рядом со школой. Подготовлены конкурсная программа “В гости с Этикетом”, кукольный спектакль “В гостях у сказки”, учащиеся приняли участие в строительстве снежных городков, подготовили украшения и подарки к Новому году.
На основе изложенного выше можно сделать общие выводы:
- Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.
- Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
- Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.