Профстандарт учителя математики
Профстандарт учителя математики Учитывая особые место и роль в среднем общем образовании такого предмета, как математика, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделяются профстандарты учителя математики.
Согласно профстандарту педагога в процессе преподавания математики учитель должен осуществлять следующие трудовые действия:
Формирование у обучающихся:
- способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность;
- способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств;
- конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики;
- внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ);
- умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
- умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
- умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления);
- материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики;
- умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно;
- способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
- позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
- представлений о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся.
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики.
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных.
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Для выполнения своих трудовых действий учитель должен иметь следующие необходимые умения:
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи.
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
Совместно с обучающимися:
- строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся;
- применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации;
- проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом;
- создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.
Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
- визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
- вычислений – численных и символьных;
- обработки данных (статистики);
- экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
- квалифицированно набирать математический текст.
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся.
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов.
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры.
Знать:
- основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики;
- представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений;
- теорию и методику преподавания математики;
- специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.