ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММ ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Первое грузовое автопредприя ие в России было создано в 1904 г. в г. Санкт-Петербурге, а в специа лизированных журналах появились статьи, где рассматривались вопросы планирования, учета и анализа работы автотранспорта.
После развала СССР этому вопросу государство уделяло все меньше времени, средств и ресурсов. Грузовые автоперевозки не стали исключением. Это привело к тому, что крупные компании приватизировались и демонополизировались, а рынок заполнился большим количеством частных перевозчиков и малых автопредприятий, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители. И когда возникла проблема создания маршрутов, большинство компаний создавало их без использования специальных знаний, что привело к неоправданно большим расходам на топливо и непроизводительному пробегу [1].
На данный момент существуют программы для формирования маршрутов за счет использования математических алгоритмов. Однако практика показала, что на деле их использование невыгодно и из десяти опрошенных транспортных компаний в г. Хабаровске подобными программами пользуются всего три.
Рассмотрим для примера три программы. Все они имеют практически одинаковый набор функций, главной из которых является создание маршрутов доставки грузов по городу. Однако у них разные ценовая категория и недостатки.
Первая программа – «Де пар та мент логистики» (рис. 1). Стоимость ее использования составляет 800 руб. на одну машину одного маршрута в месяц. Она очень проста в использовании и достаточно наглядна, но не учитывает дорожные условия и ограничения по тоннажу автомобилей. Разработчик предлагает ее 14-дневное бесплатное использование [2].
Вторая программа – «Расчет оптимального маршрута» (рис. 2). Программа работает через web-ин терфейс. Исполь зуя инструкции сайта, можно бесплатно разработать маршрут. Однако нельзя использовать больше десяти погрузо-разгрузочных пунктов, и это самый большой недостаток программы.
Третья программа – «ABMRin kaiTMS» (рис. 3). Возможность использования бесплатного пробного периода не предусмотрена, стоимость программы для среднего предприятия составляет 23 долл. в месяц на одну машину, но это примерная цифра, так как она рассчитывается индивидуально для каждого предприятия. Учитываются такие параметры, как количество подвижного состава, количество погрузо-разгрузочных пунктов, организационная форма предприятия, вид деятельности и др. [3].
Проблема внедрения на предприятиях, занимающихся перевозками, подобных программ состоит в том, что:
1) не все о них знают, то есть отсутствует массовая реклама;
2) не все хотят тратить на это деньги, не понимая окончательной выгоды;
3) не все хотят тратить время на освоение программы, на ее поиск и внедрение;
4) нет уверенности в функциональности и эффективности прог раммы.
По расчетам программы, разработанной автором статьи, после введения развозочно-сборочных маршрутов по г. Хабаровску:
1) непроизводительные пробеги сокращаются примерно на 10%;
2) сокращаются расходы на топливо на 10%;
3) увеличивается доверие к перевозчику вследствие того, что клиент всегда четко знает время доставки/забора груза и может планировать свой день.
4) увеличивается конкурентноспособность предприятия;
5) уменьшается списочное число автомобилей на 20% за счет более полной загрузке кузова.
Таким образом, грамотный подход к разработке маршрутов развоза груза по городу является одним из методов повышения эффективности автотранспортного предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
- Рубец А. Д. История автомобильного транспорта России. – М. : Эксмо, 2008. – 304 с.
- Департамент логистики [Элек тронный ресурс]. – Режим доступа: http://logdep.ru/автоматизация-логистики.
- ABMRinkai [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://startpack.ru/application/abm-rinkai-tms.
Метки: Транспорт