РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ СНИЖЕНИЯ СКОРОСТИ НА ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ «ЭРА-ГЛОНАСС»
Возрастание интенсивности автомобильного движения в условиях сложившейся в нашей стране дорожной сети и ее состояние выдвигают ряд проблем, связанных с разработкой системы управления по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта. Как показывают результаты анализа факторов, определяющих безопасность элементов в системе ВАДС (водитель – автомобиль – дорога – среда) [1], выполненного в настоящей работе, вопросы повышения безопасности движения решаются путем исследования факторов, которые приводят к возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП). С этой целью разработана модель управления безопасностью движения, включающая блок накопления и обработки информации (ИБ) о взаимодействии элементов системы ВАДС (рис. 1).
Предлагаемый в настоящей работе подход состоит в установлении закономерностей протекания транспортных процессов и совершенствовании системы обеспечения БДД на всех этапах от организации перево зок до реализации ТП. С этой целью разработаны методы установления соответствия характеристик ТС характеристикам профилей дороги по показателям угловного смещения и опрокидывания ТС, рационального размещения грузов в кузове АТС, безопасной скорости движения ТС на сложных криволинейных участках дорожной сети, а также управления ДД ТС с помощью современных систем управления СУ «ЭРА-ГЛОНАСС» в конкретных условиях дорожной сети. С этой целью разработаны модели управления дорожным движением АТС, информационной базы ИБ с блоками накопления и обработки информации о ТС и перевозимом грузе и блоком принятия решений по показателям. Такой подход позволяет решить актуальную задачу – используя технические и технологические средства, снизить затраты на управление БД в сложных условиях дорожной сети.
Для накопления и обработки информации о местоположении ТС используется система «ЭРА-ГЛОНАСС» – российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Аналогом системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является общеевропейская система eCall, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает технологическую совместимость.
Большим достижением для оте чественных автомобилистов является то, что с 2017 г. абонентские терминалы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» устанавливаются на все автотранспортные средства, продаваемые в России, что позволяет применять методику обеспечения безопасности движения ТС с использованием блока ИБ на более чем 40 млн автомобилей. Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут использоваться для оказания целого комплекса услуг, связанных не только с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств, что используется в настоящем исследовании для накопления информации в ИБ.
Анализ функциональных возможностей системы показал, что кроме основных функций, к которым относятся определение и передача координат и времени ДТП, данные о тяжести аварии, двухсторонняя громкая связь, есть и дополнительные функции – мониторинг движения автомобиля, охрана и поиск, навигация. На рисунке 2 приведена схема управления ДД АТС в системе «ЭРА-ГЛОНАСС».
Принцип действия системы «ЭРА-ГЛОНАСС» представляет собой распределенную инфраструктуру оператора (включающую в себя навигационно-информационную платформу, сеть передачи данных и сеть сотовой связи по принципу «виртуального оператора») и устройства (автомобильная система в терминах стандарта), устанавливаемые в автомобили. Устройство в соответствии с заложенным в него алгоритмом определяет местоположение транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС и/или GPS, устанавливает связь с инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС» и передает необходимые данные о местоположении АТС на дороге. Сигнал имеет приоритетный статус и передается через любого сотового оператора, чей сигнал в данном месте будет самым сильным.
Важной задачей, решенной авторами, была разработка ИБ, который с помощью системы «ЭРА-ГЛО НАСС» позволяет сократить риск управления АТС в реальных условиях.
Определение точки привязки ТС к маршруту следования и подачи сигнала о необходимости снизить скорость движения до безопасной установленной аналитически:
,
где So – остановочный путь; V – безо пасная скорость движения автомобиля, км/ч; t1 – время реакции устройств АТС, с; t2 – время срабатывания тормозной системы, с; φ – коэффициент сцепления шин с дорогой; 3,6 – перевод V из км/ч в м/сек; Кэ – коэффициент эффективности торможения АТС в зависимости от профиля дороги и характеристик дорожных условий.
Полученные результаты исследования позволяют определить координаты точки снижения скорости движения АТС до максимально допустимой по сложному участку дороги, что обеспечивает снижение вероятности возникновения ДТП.
ЛИТЕРАТУРА
- Кожуховская Л. Я., Гималов И. Р. Анализ взаимодействия автотранспортного средства с дорожным полотном на сложных участках // Научное обозрение. – 2015. – № 4. – С. 104–109.
- Кожуховская Л. Я., Басков В. Н., Игнатов А. В. Методика модульного управления показателями эффективности и безопасности транспортных процессов // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах России : сб. ст. по мат. 12-й Междунар. конференции. – 2016.
Метки: Транспорт