АПРОБАЦИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ В АВТОШКОЛЕ ВОА ГОРОДА ЭНГЕЛЬСА
Автошкола – одно из наиболее важных в наше время учреждений, работа которого заключается не только в том, как научить управлять авто средством, но и дать понимание, что Вас учат ответственности за вашу жизнь и особенно за жизнь окружа ющих. Имеют место и отрицательные моменты, возникающие после обучения, среди которых недостаточно хорошая подготовка водителей, отсутствие закрепления практических навыков вождения; неспособность оценивать ситуацию на дороге, быстро и четко принимать решения. Поэтому наиболее важная задача автошколы как раз заключается в том, чтобы сломать данный стереотип [1].
Исходя из этого обозначим несколько серьезных проблем в системе подготовки водителей [2].
1. Образовательный ценз инструктора-водителя на сегодняшний день не соответствует уровню задач, которые перед ним ставит программа подготовки водителей транспортных средств. Невозможно стать инструктором, прослушав 72-часовой курс, а зачастую и просто купив «корочки». В мастера производственного обучения профессиональных училищ не берут слесарей или токарей, просто «прослушавших курс». А обучать водителей транспортных средств – средств повышенной опасности – почему-то может простой водитель, что является очевидным несоот ветствием.
2. Отсутствие межпредметных связей. Преподаватели правил дорожного движения и инструкторы зачастую противоречат друг другу. Нет единого процесса обучения, каждый преподает так, как считает нужным, так, как его научили когда-то. Автошколы, по сути, представляют собой множество «курсов» – курсы «имени Степаныча», «имени Петровича» и т. д. То есть у кого учился, те курсы и прошел и те же знания и перенял.
3. Отсутствие учебного процесса как такового во многих автошколах.
4. В автошколе ВОА г. Энгельса успешно применяется метод обучения в группах. В обычной практике обучения профессиональным навыкам такой метод применяется наряду с индивидуальным. К примеру, мастер производственного обучения в училище или в школе, который обучает токарному или слесарному делу, обу чает своих учеников в группах и это ни у кого никакой полемики не вызывает, потому что есть грамотно построенный учебный процесс, который учитывает все особенности обучения конкретным навыкам и подразумевает инструктаж по технике безопасности в том числе [2].
После изучения методов обучения вождению за рубежом и передового отечественного опыта был сделан вывод о проведении обучения в группах. Что подтверждается ст. 55 Закона «Об образовании»: «...при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использование методов». То есть методы обучения выбирает преподаватель – безусловно, в рамках утвержденной про граммы [3].
В настоящее время в автошколе ВОА г. Энгельса обучение вождению реализуется на следующих этапах обучения.
Первая ступень – теория безо пасного управления автомобилем. Занятия проходят в классе, оборудованном рулевыми и педальными тренажерами с коробкой переключения передач и стояночным тормозом, компьютером, видеопроектором, видеокамерами и акустической системой. Тренажеры, конечно, достаточно примитивно выглядят по сравнению с мультимедийными, но имеется методика обучения на них [4].
Вторая ступень – вождение на автодроме. На территории автодрома находится небольшая площадка для начального обучения вождению. Здесь и происходит знакомство учащихся с автомобилем. Используется термин «раскатывание»: учащийся садится в автомобиль, знакомится с ним и самостоятельно трогается с места [4].
Третья ступень – вождение на автодроме и площадка экзаменационных упражнений. Площадка оборудована видеокамерами, громкоговорящей связью, наблюдательный пункт на автодроме оборудован радио для связи с учащимися и инструкторами, монитором, видеорегистратором для записи выполнения упражнений в режиме внутреннего экзамена [5].
Четвертая ступень – город ское вождение и выездное занятие. Прежде чем учащиеся перейдут к занятиям на городском маршруте, проводятся занятия в автобусе, который движется по экзаменационному маршруту.
Пятая ступень – городское вож дение, индивидуальное обучение с инструктором-водителем. Занятия проводятся по всему экзаменационному маршруту, утвержденному МРЭО ГИБДД.
Шестая ступень – внутренние экзамены и экзамены в ГИБДД. Применяя свой метод, мы решили проблему создания единого учебного процесса, нацеленного не только на сдачу экзамена в ГИБДД, но и на формирование у учащихся стойких навыков безопасного управления автомобилем. Для беспрепятственного применения этого метода необходимо программу подготовки водителей привести в соответствие со ст. 55 Закона «Об образовании» [5].
В таблице приведена статистика обучающихся в автошколе мужчин и женщин по возрасту в %.
Таблица1 – Статистика обучающихся в автошколе ВОА г. Энгельса
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
16–20 |
63 |
37 |
20–25 |
45 |
55 |
25–40 |
57 |
43 |
40–60 |
89 |
11 |
В заключение хотелось бы выделить, что большую роль играет нравственное воспитание человека /водителя, что проявляется во взаимном уважении на дороге.
ЛИТЕРАТУРА
- Красникова Д. А., Скрипина А. Р. Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования методов подготовки водителей автомобильного транспорта // Проблемы и инновации в области механизации и технологий в строительных и дорожных отраслях. – 2016. – Т. 1. – № 2(2). – С. 86–93.
- Гамаюнов П. П., Белоножко А. Ю. Внедрение тестов, определя ющих психофизиологические особенности начинающего водителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 35. – С. 21–25.
- Басков В. Н., Рейн А. Р. Влияние эксплуатационных факторов на психофизиологическое состояние водителя и его энергозатраты // Информационные технологии и инновации на транспорте : мат. 2-й Междунар. науч.-практ. конференции / под общ. ред. А. Н. Новикова. – Орёл, 2016. – С. 139–147.
- Филатова О. Н. Особенности образовательного процесса в авто школе // Реализация научных идей В. И. Попова в инновационном развитии науки, образования и производства : мат. V Всерос. науч.-метод. конференции (г. Н. Новгород, 10 дек. 2008 г.). – Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2008. – Т. 1. – С. 67–70.
Метки: Транспорт