Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Организация мультимодальных перевозок в новых социально-экономических условиях требует четких основ взаимодействия транспортных, производственных, коммерческих и других организаций в сфере правового регулирования, планирования и финансов, техники, технологии и управления перевозками. Большое значение имеет организационно-методическая и технологическая база координации, сформированная в усло виях планово-централизованной системы хозяйствования и не потерявшая своего значения в условиях рыночной экономики.

Все элементы, включенные в систему мультимодальных перево зок (материальный поток, подвижной состав, сеть путей сообщения и терминалов, транспортно-экспедиционные комплексы), должны удовле творять определенным требованиям. Материальный поток должен характеризоваться едиными номенклатурой грузов и количественными показа телями.

Наряду с технической составляющей организации мультимодальных перевозок основой организации любой мультимодальной перевозки является соответствующий договор.

Договор мультимодальной (прямой смешанной) транспортировки как тип гражданского договора применяется правовой системой Российской Федерации, и по этой причине, казалось бы, в отношении его должны применяться не только устоявшаяся система законодательной регламентации, но и общий доктринальный подход.

Роль договора мультимодальной транспортировки в концепции автотранспортных договоров определена очень не конкретно. Исходя из работ В. В. Витрянского договоры регулируют транспортировку грузов в прямом смешанном сообщении (в том числе договор транспортировки груза в прямом смешанном сообщении, а также соглашение среди автотранспортных организаций и узловые соглашения).

Ссылаясь на главу 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и главу 5 Устава железнодорожного транспорта РФ, автор позиционирует договор перевозки в прямом смешанном сообщении как транспортировку, выполняемую по единому транспортному документу разными транспортными организациями. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении ориентируется заключенными соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.

Таким образом, по мнению цитируемого автора, договор перевозки в прямом смешанном сообщении квалифицируется как реальный договор с конкретной особенностью, заключающейся в особенных критериях договора о сроке доставки груза, который увеличивается:

  • на время, нужное для перевалки перевозимого груза с одного транспорта на другой;
  • от обеспечения сохранности багажа с учетом того, что данная обязанность делится среди всех транспортных организаций, участвующих в процессе перевозки;
  • от уплаты провозной платы и всех причитающихся транспортным организациям платежей [1].

    Особенным образом регулируется обязанность транспортных организаций, принимающих участие в перевозке груза. «Отношения, связанные с транспортировкой багажа в прямом смешанном сообщении, опосредуются (регулируются) 2 видами договоров: договором перевозки багажа в прямом смешанном сообщении (обычный реальный договор перевозки определенного багажа с некими особенностями его содержания) и соглашениями, заключаемыми между транспортными организациями различных видов транспорта и регламентирующими распорядок их работы по организации таких перевозок грузов».

    С. Ю. Морозов предлагает другую классификацию. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении классифицируется как реальный договор и в целом никак не рассматривается в рамках собственной работы, посвященной организационным транспортным договорам. Но в рамках организационных договоров он выделяется в отдельную категорию – «рамочные организационные договоры меж транспортными организациями». В данную категорию включаются «договоры между транспортными организациями о распорядке организации перевозок грузов», а в категорию «договоров между транспортными организациями о распорядке организации перевозок грузов» включается «соглашение об организации прямых перемешанных перевозок» [2].

    На наш взгляд, ни одна из вышеназванных концепций никак не отражает отношений, складывающихся междусторонами по договору мультимодальной перевозки. Предполагается ввести двухступенчатую систему отношений сторон по транспортировке.

    Первая ступень отношений формируется между оператором мультимодальной перевозки и грузоотправителем и/либо грузополучателем, так как конкретно оператор обязуется доставить либо обеспечить доставку багажа в пункт назначения по договору мультимодальной перевозки.

    Вторая ступень взаимоотношений формируется между оператором мультимодальной перевозки и фактическими перевозчиками, привлеченными оператором на основании гражданско-правового договора для обеспечения перевозки вверенного ему багажа на конкретном участке пути.

    Техническое обеспечение мультимодальных перевозок заключается в обеспечении надлежащим транспортом. Развитие транспорта во многом определяет эффективность решения социально-экономических задач и, в свою очередь, зависит от уровня развития экономики и доминирующей в обществе концепции относительно роли и стратегий развития транспорта. В условиях плановой экономики и централизованного управления транспортными отраслями интеграция транспорта на территории СССР базировалась на принципах создания и функционирования единой транспортной системы [3].

    Оптимизация функционирования и развития транспорта шла по вертикали, сверху вниз. Такой иерархический подход имеет свои преимущества и недостатки, однако бесспорно то, что он был адекватен условиям планово-административной системы. В процессе перехода к рыночным отношениям замена иерархического (административного) подхода на логистический (экономический) является единственной эффективной стратегией на пути интеграции транспорта России в единую систему. В западной теории и практике интеграция транспорта выражается в 2 видах транспортных систем – мультимодальном и комбинированном транспорте.

    Под мультимодальным транспортом будем понимать комплекс видов транспорта, входящих в транспортировку грузов на всем пути его следования. Комбинированный транспорт подразумевает внедрение разных видов транспорта для перемещения грузов в одних и тех же транспортных емкостях. Транспортными емкостями считаются контейнеры, сменные контрейлеры, седельные автоприцепы и т. д. [4].

    Эффективность мультимодального транспорта состоит в применении преимуществ каждого вида транспорта, при этом аспектами эффективности имеют все шансы выступать не только финансовые показатели (цена доставки), но и такие характеристики, как скорость и точность доставки, экологическая безопасность и т. д. Эффективная система мультимодальных перевозок имеет возможность создать для их участников дополнительные конкурентноспособные преимущества, что в условиях открытого рынка имеет первостепенное значение.

    Мультимодальный (комбинированный) транспорт разгружает автодорожные магистрали, особенно при сильно растущем размере перевозок грузов дальнего следования, способствует лучшему применению ограниченной инфраструктуры, объединяет достоинства отдельных видов транспорта в одно эффективное единое, понижает негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

    Наиболее часто мультимодальный и комбинированный транспорт представлен следующими сочетания ми транспортных отраслей: автомобильный – железнодорожный, автомобильный – водный (морской и речной транспорт), железнодорожный – вод ный, а также автомобильный – железнодорожный – водный транспорт. Участие авиационного транспорта в комбинированных перевозках грузов незначительно и осуществляется в основном во взаимодействии с автомобильным транспортом [5].

    Таким образом, мультимодальный транспорт можно рассматривать как эмерджентную систему, в которой благодаря системному (эмерджентному) эффекту результат деятельности системы, как оказалось, больше, нежели сумма отдельных (частных) результатов. Транспортная сеть мультимодального транспорта состоит из путей сообщения и терминалов, выполняющих все виды услуг, связанных с багажом и подвижным составом. Формирование мультимодального транспорта прочно соединено с процессами контейнеризации грузов и улучшения технологии перевозок. Комбинированный транспорт разрешено считать частью мультимодального, предназначенной для перевозок качественных и дорогих продуктов в транспортных емкостях (контейнерах, контрейлерах, седельных автоприцепах). Своеобразными транспортными емкостями могут служить грузовые единицы, способные перемещаться собственным ходом, в первую очередь авто, перевозки которых постоянно растут.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Землянский П. Л. Сущность и классификация смешанных перевозок // Транспортное право. – № 3. – 2004.
    2. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. – СПб., 2001.
    3. Скаридов А. С. Морское право. – СПб., 2006.
    4. Гаджинский А. М. Основы логистики: учеб. пособие. – М. : 2003.
    5. Никифоров В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. – М. : 2008.

Метки: Транспорт