Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Транспорт
  • К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

В последние годы новый способ передвижения по городу с помощью метробуса становится все более популярным во многих развитых странах мира. Следует отметить, что создание метробуса предоставило реальную возможность повысить эффективность эксплуатации общественного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров в черте города и на прилегающих территориях. Развитие этого способа передвижения является одним из самых практичных и перспективных методов ведения транспортной политики.

Скоростной автобус является относительно новым видом автобусного сообщения, который, как показывает практика, обладает лучшими эксплуа тационными качествами в сравнении с обычными автобусами. Если специальную выделенную полосу для автобуса провести не на правой, а на левой стороне улицы, вдоль ее осевой части, можно избежать пересечения с поворачивающими направо автомобилями. А если еще и поставить светофоры, обеспечивающие скорейший проезд автобусами перекрестков, и огородить автобусную выделенную полосу от основного автомобильного потока заборчиками, бордюрами или столбиками, получится новый вид общественного транспорта – метробус, который совмещает достоинства двух видов пассажирского общественного транспорта – метро и автобуса [1].

Как показывает зарубежная практика, метробус безопаснее, надежнее и быстрее используемых городских транспортных средств. Движение метробуса осуществляется на пневматическом колесном ходу, что действительно делает его более безопасным для окружающей среды. Отчасти этот способ передвижения можно сравнить с системой скоростного трамвайного сообщения. После появления первого в истории метробуса, родиной которого стал город Куритиба, расположенный в юго-восточной части Бразилии, этот вид транспорта приобрел огромную популярность в самых развитых и крупных городах мира. С помощью скоростных автобусов передвигаются жители США, Колумбии, Канады, Мексики, Японии, Ирана, Турции, некоторых европейских стран (Фран ция, Чехия).

По сравнению с обычными системами автобусного транспорта метробус обладает рядом отличительных особенностей [1]:

  • движение этого вида транспорта осуществляется по специально выделенным полосам;
  • работа светофоров частично зависит от передвижения метробусов и направлена на обеспечение приоритетного преодоления перекрестков;
  • специально оборудованные системы остановки имеют схожие черты с метро (наличие турникетов, обес печивающих более быструю посадку пассажиров, билетных касс и т. д.);
  • существуют нестандартные автобусы, состоящие из нескольких секций;
  • платформы устанавливаются таким образом, чтобы пользование общественным транспортом не вызывало затруднений у людей с ограниченными возможностями;
  • посадка и высадка пассажиров осуществляется с разных концов станции, что, в свою очередь, также сокращает время пребывания метробуса на остановке;
  • цена подобного вида передвижения горожан в сотни раз ниже, нежели цена аналогичной по вместимости сети подземного сообщения;
  • линии метробуса могут быть запущены в течение полугода, тогда как на строительство метро потребуется 5–20 лет.

    Отличительной особенностью метробуса является то, что он движется по маршруту с четкими интервалами, опоздания у него, как правило, бывают только в случае форс-мажорных обстоятельств.

    Метробус является отличным способом борьбы с транспортными заторами, а также влияет на состояние автомобильного трафика. Благодаря выделенным полосам, которые чаще всего ограничены для доступа других транспортных средств, передвижение с помощью скоростного автобуса является гораздо более эффективным, быстрым и надежным. В свою очередь большинство автолюбителей прибегает к услугам подобного общественного транспорта, экономя при этом время и денежные средства [2].

    Несмотря на время его существования (датой появления метробуса считается 1974 г.), определенный образ этого способа передвижения не сложился: в каждой стране имеются отличительные особенности, которые вынужденно внедрены в сеть городских автобусных сообщений с целью рационализации передвижения.

    Одним из ярких примеров эффективности использования подобной системы является работа городского пассажирского транспорта в Бразилии. Автобусы города Куритиба являются одним из самых загруженных транспортных сообщений Бразилии, которая осуществляет почти 70% городских и пригородных перевозок. Количество перевозимых пассажиров – около 2 млн в день. Именно в этом городе впервые введены наиболее комфортабельные и быстрые автобусы, способные осуществлять перевозку 270 пассажиров, делая это значительно быстрее обычных общественных транспортных средств [1].

    Метробус работает таким образом, что рядом с его станциями обычно есть пересадки на другие виды транспорта, будь то метро, трамваи или автобусы. Получается, что метробус как бы замыкает на себе другие транспортные сети, являясь центральной магистралью города. Для того чтобы лучше понимать, как именно можно создать подобную систему в России, необходимо наглядно показать, как она должна выглядеть.

    Движение автобусов предполагает наличие выделенных полос (рис. 1).

    Вместо остановок – станции, вход на которые возможен лишь через турникеты (рис. 2).

    Как показал мировой опыт, введение метробуса в систему городских транспортных сообщений является отличным решением для небогатых, но крупных городов.

    Будучи не такими дорогими в плане строительства и эксплуатации, скоростные автобусы не уступают в скорости и функциональности подземным средствам передвижения. Развитие системы метробусов в городе приводит к созданию общей сети направлений движения, посредством которой можно попасть в любую точку города и пригородов. Метробус является не только средством улучшения дорожной ситуации и повышения качества пассажирских перевозок, но и реальным фактором, который отображает сложившуюся комфортабельную городскую обстановку. Как показывает практика, возле остановки метробуса неизбежно образуется деловой и общественный центр. Это является следствием огромной концентрации людей, ведь прилегающая к сети метробуса территория становится легко доступной для жителей других частей города. Этот процесс необходимо регулировать, заранее составляя планы застройки этих районов, уделяя при этом внимание созданию более широких улиц, разбитию парков, строительству школ, общественных зданий [3].

    Необходимым условием эксплуатации метробуса является учет экологических особенностей городской среды: обязательными этапами строи тельства линий скоростного автобусного сообщения является создание полос, засаженных древесными растениями, а также организация лесопарковых зон. Соблюдение данных мер приведет к минимизации негативного воздействия продуктов сгорания топлива на нижние слои атмосферы. Оптимально, чтобы озеленение велось одновременно со строительством линий метробуса, тогда уровень комфорта прилегающих территорий неуклонно возрастет. Развитие инфраструктуры этого транспорта, делает возможной реализацию оригинальных архитектурных решений, которые отлично впишутся в образ города.

    В строительстве линии скоростных автобусов принимают участие как государственные, так и частные структуры. Для многих российских городов такая система в настоящее время может стать оптимальной.

    Таким образом, использование метробусов в городских условиях необходимо рассматривать не только с точки зрения оптимизации перевозки горожан и разрешения транспортного коллапса, но и как неотъемлемый элемент, влекущий серьезные изменения в структуре и образе города.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Метробус или новая система автобусного движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econet.ru/articles/4435-metrobus-ili-novaya-sistema-avtobusnogo-dvizheniya.
    2. Басков В. Н., Макаров И. Е. Оцен ка транспортных потоков на улично-дорожной сети города // Вестник развития науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 31–34.
    3. Басков В. Н., Игнатов А. В. Зависимость риска возникновения транспортного затора от параметров транспортного потока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 35. – С. 1–5.

Метки: Транспорт