Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Режим дня подростков

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Режим дня подростков

Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо в современных условиях подросток ­всегда школьник. Однако по сравнению с младшим школьным воз­растом 'характер учебной деятельности подростка существенно ме­няется. Это связано не только с увеличением объема информации и не только с тем, что на смену одному учителю приходит несколько педагогов, предъявляющих далеко не всегда одинаковые требова­ния. В эту пору проявляются новые формы обучения, серьезно из­меняется содержание учебного материала. Оно представляет собой теперь систематическое изложение основ наук. Его усвоение при­водит к формированию на протяжении всего подросткового воз­раста мышления в понятиях, что, В свою очередь, оказывает боль­шое влияние на все психическое развитие школьника. Новые зна­ния обогащают и расширяют представление учащихся об окру­жающей действительности, открывают новые области явлений а новый уровень мышления делает возможным сопоставлять и сиc­тематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений.

Основной особенностью мыслительной деятельности подро­стка является нарастающая с каждым годом способность к абст­рактному мышлению. Вместе с тем дети этого возраста не могут достаточно полно анализировать свои поступки и поэтому нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе. Характерно также заметное развитие критичности мышления и формирование активного, самостоятель­ного, творческого мышления. У подростков – более высокий уро­вень познавательных интересов. Интересы становятся более устой­чивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпыва­ются знаниями, получаемыми на уроке. У младших подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике. В отличие от младших школьников, подростков характеризует более высокая норма учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, к учению, приобретающему в этот период личностный смысл. Часто в подростковом возрасте наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразлич­ным или даже отрицательным отношением к школьному учению, жизнерадостно-наплевательским отношением к отметкам. Подрос­ток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отно­шение к этим неудачам, делает вид, что к успехам в учении он со­вершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим.

Причины неуспеваемости могут быть самые различные: за­пущенность материала, пробелы в знаниях, отсутствие привычки трудиться, интереса к учению, интеллектуальная пассивность, ко­торую часто принимают за тупость и неспособность. Одна из са­мых возможных причин неуспеваемости – неумение учиться. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и ро­дителями.

Таким образом, перед нами вырисовывается линия взаимо­действия между учителями и родителями при решении важной за­дачи – научить школьника учиться. Конечно, учитель всегда нахо­дит время в классе, чтобы объяснить приемы прав ильной работы. Но как поняли ребята его объяснение, как они пользуются этими приемами при подготовке домашних заданий и пользуются ли во­обще, это, как правило, остается вне поля зрения учителя. Совсем в ином положении по сравнению с учителем оказываются родители, наблюдавшие за приготовлением школьником домашних уроков. У них имеется полная возможность наблюдать весь процесс. И по­этому они могут оказать школьнику ту помощь, которую просто не в состоянии дать ему школьный учитель.

Помощь родителей детям в учебе не может обойти закон – принцип природосообразности, сформулированный еще Я. А. Каменским. Суть принципа в сле­дующем: ребенка надо учить и воспитывать в соответствии с при­родными законами его развития. Если не считаться с природой ре­бенка, то может произойти насилие над ним, будет нарушен ход его гармоничного вхождения в общество. Даже самое горячее же­лание старших облегчить учебные страдания школьников может оказаться не только бесплодным, но и попросту опасным.

Родителям нужно научить выделять учебную задачу, чтобы ребенок ясно понимал, что предстоит освоить, какие приобрести новые знания, чем овладеть. Неумение школьника выделить учеб­ную задачу приводит к тому, что смысл учения он видит в необхо­димости выполнить предложенные учителем конкретные задания, выполнить их по возможности проще и легче. И родители нередко идут у детей на поводу, практически выполняя задание за ребенка. Усвоив, что ребенку нужно помогать в занятиях и в то же время нельзя выполнять задание вместо него, папа или мама усаживаются рядом со школьником с благой целью – контролировать процесс

приготовления уроков и разъяснять то, что тому непонятно. Но ученик начинает имитировать полную непонятливость. Сначала взрослый пытается что-то объяснить. Безрезультатно. Объяснение повторяется. Снова никакого эффекта. Взрослый начинает разъяс­нять суть дела на конкретных примерах. Школьник продолжает «не понимать». Примеры начинают упрощаться, приобретая характер прямых аналогий, превращаясь тем самым в косвенные подсказки. Такие подсказки школьник тоже воспринимает не сразу, за одной следует другая, за другой третья, и только когда дело дойдет до того, что ответ бросается в глаза, он замечает очевидное и произно­сит нужные слова. Просто демонстрируя свое «непонимание», ребенок принудил взрослого шаг за шагом двигаться к требуемому ответу до момента, когда тот стал полностью очевиден. Фактиче­ски школьник заставил выполнить всю работу вместо него. Но, по­скольку последние слова были произнесены школьником, взрослый не замечает того, что он фактически полностью подменил ребенка в процессе работы. Тому оставалось лишь набраться терпения и ждать.

Почти все ребята подросткового возраста сталкиваются с трудностями в учении. С усложнением учебного материала требу­ются новые методы учения. В чем они заключаются? И неоднократноe прочитывание материала, и самостоятельное воспроизве­дение сначала в отрывках, а затем полностью. Но чтобы разобрать­ся в материале, необходимо провести активную мыслительную об­работку материала, в результате которой и наступает запоминание без специальных на то усилий. Очень полезным является такой прием, как смысловая группировка текста. Когда взрослый человек вдумчиво читает какой-либо текст, то в каждом выделяемом им смысловом куске его внимание, естественно, задерживается на ка­кой-либо фразе или отдельном слове, которое как бы концентриру­ет в себе смысловую нагрузку этого куска. Закрепившись в памяти, такая фраза или слово становится пунктом, вспомнив который, че­ловек без труда воспроизводит все содержание этого смыслового куска. Так, после того, как ребенок научился более или менее сво­бодно производить смысловую группировку текста, перед ним можно поставить вопрос: «О чем говорится в данном куске?» – и добиваться, чтобы он не излагал содержание этого куска, а дал краткую формулировку. Для того чтобы научить ребенка выделять смысловые опорные пункты, используют и придумывание заголов­ков для выделенных частей. Если человек удерживает в памяти, выделенные им смысловые опорные пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему, отражающую структуру материала. А, имея такую схему в голове, уже нетрудно будет воспроизвести по ней материал с нужной степенью подробности. Составлению такой логической опорной схемы и надо обучать. На первых порах от ре­бенка это потребует дополнительных усилий. Выполняя домашнее задание, ученик должен сначала почитать материал и только потом приступить к его умственной обработке. В конце концов, это при­ведет к тому, что даже в результате однократного чтения у школь­ников складывается в уме структурная опорная схема материала. Значит, основные усилия ученик затрачивает теперь не на запоми­нание как таковое, а на активную мысленную обработку материала.

Когда же родителям следует начинать учить школьника приемам активной умственной работы над материалом? Желатель­но до того, как у сына или дочери начнутся нелады с учебой, к то­му времени, когда в учебниках будет преобладать материал, тре­бующий от ученика умения производить необходимое обобщение, приемы типа смысловой группировки должны быть уже усвоены, (т. е. к 6 классу).

Со стороны родителей важна помощь в организации учебной работы. Что можно посоветовать, если сын или дочь не могут уса­дить себя за уроки? В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая работа по формированию у школьника качества произ­вольности – умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Важно выра­ботать привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Надо приучить ребенка все необходимое делать с первого же на­поминания, ни на что не отвлекаясь. Выработка привычки к не­укоснительному выполнению домашних заданий должна непре­менно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Очень важным моментом в деле выработки привычки к не­укоснительности занятий является четкое установление времени для них. Занятия всегда должно начинаться в одно и то же время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть причи­ной смещения времени занятий. Родители могут помочь правильно распределить день. Если это необходимо, они должны установить, усидчив подросток или легко отвлекается, внимателен или рассеян, сколько времени ему обычно требуется на приготовление каждого из предметов. Не менее важно обратить внимание на то, каким приходит ребенок с прогулки: отдохнувшим, со«свежей» головой или уставшим настолько, что на уроки не остается сил, или возбу­жденным и взбудораженным так, что занятия, как говорится, «не идут в голову». Учитывая все сказанное, родители могут опреде­лить разумное соотношение времени на уроки, прогулки, выполне­ние домашних обязанностей, чтоб одно не шло в ущерб другому.

Родители, которые заботятся о том, чтобы у их сына было фиксированное время и закрепленное место занятий, очень способ­ствуют этим самым выработке привычки к обязательности выпол­нения уроков. Родители, не придающие этому значения, ставят школьника перед лицом дополнительных трудностей, которые мо­гут стать одной из причин нежелания учиться. Важно приучить ре­бенка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе.

Важными компонентами учебной деятельности, которые обязательно должны быть сформированы у школьника, является само­оценка и контроль. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся, как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашним заданием; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и соби­рают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано. Но, оказывая помощь, родители должны помнить, что главная задача заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Ведь в подобной ситуации ребенок не чувствует ответст­венности за плохо выполненное задание.

Необходимо советовать школьникам при домашней подго­товке проверять степень усвоения учебного материала путем со­ставления плана прочитанного и пересказа главных мыслей своими словами. Важным средством развития самоконтроля является при­учение школьников систематически отвечать на контрольные во­просы учебника. Эти вопросы обычно публикуются в конце каждо­го параграфа.

Школьников необходимо учить проверять правильность вы­полнения письменного задания. Для этого применяются специфи­ческие для каждого учебного предмета приемы. Например, произ­водится приближенная прикидка правильности решения задачи, оценивается жизненная реальность результатов, проверяется точность вычислений обратными действиями. Помощь родителей в учебной деятельности – именно тот труд, в котором обнаружива­ются разные грани семейной жизни, проявляется генеалогическое древо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамот­ности.

Цель: изучить мнение родителей о влиянии учения учащегося на его здоровье.

1. Как часто болеет ваш ребенок:

а) каждый месяц;

б) раз в четверть;

в) раз в год и реже

2. Оцените значимость физзарядки для здоровья вашего ребенка

3. Оцените выполнение физзарядки вашим ребенком.

4. Оцените соблюдение вашим ребенком режима дня в школе.

5. Оцените выполнение вашим ребенком режима дня дома

6. Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье вашего ребенка.

7. Оцените участие вашего ребенка во внеклассных спортивных занятиях.

Оцените баллами (1, 2, 3) уровни: низкий, допустимый, от­личный.

Н. В. Лёвина, МБОУ "Лицей №1" п. Чамзинка, п. Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия