Тема: Формирование здорового образа жизни. Здоровая семья – благополучие общества
Тема: Формирование здорового образа жизни. Здоровая семья – благополучие общества
Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Именно стандарт нового поколения направлен на усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Исходя из вышеизложенных принципов необходимо создание программы «Здоровье», объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся.
Проблема:
– отсутствие мотивации обучающихся на применение собственного опыта по формированию потребности в ведении здорового образа жизни и сохранении собственного здоровья;
– низкая мотивация педагогов на использование технологий по формированию психической, физической и социальной готовности детей к обучению;
– недостаточная работа с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
– недостаточное оснащение материально-технической и методической базы школы.
Актуальность данной проблемы.
Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Поэтому на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача – максимально возможного сохранения физического и психического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Создание комплексно-целевой программы «Здоровье» способствует созданию психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья.
Цели:
1. поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;
2. создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха;
3. воспитание ценностной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности;
I. Задачи:
1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Вести просветительскую работу с родителями по вопросу оздоровления учащихся в семье и воспитания здорового образа жизни.
6. Организовывать мероприятия с привлечением общественности направленные на укрепление здоровья ребёнка в семье и профилактике вредных привычек.
II. Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом:
1. Формирование физически здоровой личности:
2. Недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе;
3. Оптимальная организация учебного дня и недели и с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;
4. Привлечения максимального количества детей к занятиям в спортивных секциях с оздоровительной направленностью;
5. Коррекция физического развития учащихся.
III. Задачи администрации – разработка и реализация программы, выполнение санитарно-гигиенических норм и требований.
Содержание проекта.
1). Участники программы «Здоровье»:
• руководитель образовательного учреждения;
• учащиеся;
• зам. директора по ВР;
• классные руководители;
• учителя предметники;
• медсестра;
• врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
• педагог-психолог;
• родители
2). Этапы реализации программы«Здоровье»
2011-2012г. г. – организационно-подготовительный
2012-2014г. г. – функционирующий
2014-2015г. г. – аналитический.
3). Механизм реализации программы «Здоровье» включает в себя следующие компоненты:
1. Образование в области здоровья.
2. Физическое воспитание.
3. Школьная медицинская служба.
4. Служба питания.
5. Служба здоровья персонала школы.
6. Школьная социально-психологическая служба.
7. Формирование здоровой среды в школе.
8. Вовлечение родителей и общественности.
9. Маркетинговый мониторинг.
4). Перспективы развития программы «Здоровье».
1. Разработка индивидуальных программ по физической культуре.
2. Развитие валеологической службы в школе.
3. Школа как центр здоровья в микрорайоне.
5). План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.
а). Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1 | Работа по внедрению здоровье-созидающих технологий в образовательный процесс
|
Учителя , классные руководители |
2 | Создание организационно-педагогических условий для введения в МБОУ 3 урока физической культуры во всех классах.
|
Директор школы |
3 | Организация работы на уроках физической культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы
|
Учителя физкультуры |
4 | Проведение физкультминуток для увеличения двигательной активности обучающихся на уроках в 1-6 классах.
|
Учителя – предметники |
5 | Мероприятия по формированию здоровье-созидающей образовательной среды школы: Конкурсы рисунков, плакатов Эссе Дни здоровья Листки здоровья Агитбригады «Мы за ЗОЖ» |
Зам. Директора по воспитательной работе |
6 | Организация и проведение мероприятий по вопросам здоровье-созидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Педсовет Участие в семинарах по ЗОЖ . |
Зам. Директора по воспитательной работе |
7 | Использование в школе инновационных технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ
|
Кл. руководители Зам. Директора по воспитательной работе |
8 | Оптимизация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни: Лекции специалистов из ЦРБ, Лекции школьного врача, медсестры, психологов, Мониторинг по здоровье-созидающей образовательной среды школы, Классные часы, Просвещение родителей. |
Зам. Директора по воспитательной работе
Кл. руководители |
б). Медицинское сопровождение образовательного процесса
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. | Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся | Медицинские работники |
2. | Мониторинг физического здоровья | Медицинские работники |
3. | Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей | Медицинские работники Зам. Дир. по ВР |
4. | Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза | Медицинские работники |
5. | Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп) | Медицинские работники |
6. | Работа школы по оснащению медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. | Директор, медицинские работники |
7. | Работа по совершенствованию взаимодействия с медицинскими службами по обеспечению медицинского обслуживания учащихся | Медицинские работники совместно с поликлиникой |
в)Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся
№ | Наименование мероприятий | Ответственные | ||
1 | Создание Службы здоровья | Директор | ||
2 | Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и в обучении | Зам. директора по ВР, мед работники |
г) Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. | Открытие отделения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности | Директор |
2. | Расширение сети кружков и секций физкультурно-спортивной направленности в рамках дополнительного образования | Директор |
3. | Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании | Зам. директора по ВР, мед. работники, кл. руководители |
4. | Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ | Зам. Директора по ВР |
5. | Организация школьных дней здоровья | Администрация |
6. | Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
|
Директор |
д). Организация работы по совершенствованию питания обучающихся
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. | Мониторинг школьного питания | Совет школы |
2. | Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и родителей по вопросам здорового питания | Администрация, кл. руководители |
3 | Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через: систему классных часов и родительских собраний игры, конкурсы, беседы, ярмарки.
|
Медсестра Кл. руководители |
4 | Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания | Директор; кл. руководители |
е). Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. | Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ | Директор, администрация школы |
2. | Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. | Директор, администрация школы |
ж) Сотрудничество с родителями, общественностью, бизнес структурами
№ | Наименование мероприятий | Ответственные |
1. | Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, ПМС-Центра, Городского центра медпрофилактики и др. | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
2. | Сотрудничество с учреждениями медицинской и социальной сферы | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
3. | Организация экскурсий в Музей ЦРБ | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
4. | Сотрудничество с ЦДТ, ДЮСШ по проведению мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков | Администрация школы |
Ожидаемый результат:
1. Создание представления об индивидуальной карте учащегося, с разработкой индивидуального маршрута здоровья;
2. Улучшение общего физического состояния учащихся;
3. Повышение стремления к ведению здорового образа жизни;
4. Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности;
5. Мониторинг тенденций изменения поведения учащихся группы «риска»;
6. Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа.
7. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;
8. Снижение утомляемости учащихся;
9. Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
10. Повышение интереса родителей к спортивным мероприятиям, активное участие семьи в районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ.
Т. Ю. Моржакова, МБОУ СОШ №1, г. Зарайск, Московская область