Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Русская матрёшка»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Русская матрёшка»
Предмет (направленность): коррекционное образование
Возраст детей: старший возраст с ОНР.
Место проведения: группа.
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Игрушки».
Задачи:
образовательные: Расширять представление детей о народной игрушке Матрёшке; развивать художественный вкус; познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества; активизировать творческое воображение. Формировать умение самостоятельно делать сувенир для родителей – «Кубанские Матрёшки». Закреплять навыки аккуратного рисования красками на трафарете матрешки.
коррекционные: Продолжать развивать речь как средство общения. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Расширение словаря антонимов.
развивающая: Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к русской игрушке – Матрёшке.
воспитательная: Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Предшествующая работа: заучивание стихов, беседы об истории русской игрушки – Матрёшке. Рассматривание иллюстраций о матрешках.
Оборудование и материалы:
2 комплекта Матрёшек – разные по росписи – для игры, фотографии, раскраски – Роспись Матрёшки, цветные карандаши. Мяч, мольберт.
Ход логопедической образовательной деятельности:
Деление группы на 2 подгруппы:
Учитель-логопед раздаёт всем детям предметные картинки. Задание: у кого на картинке изображён музыкальный инструмент – тот идёт с воспитателем в музыкальный зал, а у кого на картинке – изображена игрушка, тот остаётся в группе.
1. Организационный момент:
Ребята, у нас сегодня будет очень интересная беседа. Сейчас сядьте поудобнее и послушайте, что я вам скажу.
2. Введение в тему:
Учитель-логопед: О чем сегодня у нас с вами пойдет речь, узнаете, отгадав загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. . . (матрешка).
Звучит песня в записи «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Учитель-логопед: Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – Матрешке. Для начала, ребята, расскажите нам, что вы знаете о матрешке.
Выходят дети и читают стихи.
1 ребёнок: Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
2 ребёнок: Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
3 ребёнок: Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
Педагог рассказывает о Матрёшке
Учитель-логопед: Матрешка – народная русская игрушка, ей всего 123 года исполняется в этом году, она ещё молодая. Наша Матрёшка стала символом России. А скажите, какие символы есть ещё у России? (ответы детей – балалайка, берёза, самовар, пряник тульский). Наша гостья – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена – так и появилась всеми любимая Матрёшка.
Выходит девочка
Ах, Матрёшечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашей группе играть.
Учитель-логопед: Вы хотите поиграть? Давайте поиграем. Мы говорим о Матрёшке, а ещё не видели её.
Задание: Я прошу вас найти в нашей группе матрёшек. Для этого надо вам разделиться на 2 команды – каждая команда ищет своих Матрёшек. Вот вам фотографии ваших игрушек. Но будьте внимательны – музыка играет, вы ищете, музыка затихает, вы бежите ко мне.
Игра «Найди и собери своих Матрёшек»
Дети рассматривают, трогают, любуются Матрешкой.
Учитель-логопед: Молодцы, собрали наших Матрёшек, давайте ещё поиграем.
Речевые игры:
1. «Добавь слово в предложение» – Я зашла в магазин и увидела (красивая, деревянная, многоликая, русская) Матрёшку.
Наташа будет, что делать с Матрёшкой? (беречь, играть, протирать, убирать, ставить на место) Матрёшку.
2. «Назови ласково» – Матрёшечка, куколка, глазки, сарафанчик, ручки, платочек, ротик и т. д.
3. «Скажи наоборот» (игра в кругу с мячом) Матрёшку можно: покупать – продавать, поднимать – опускать, бросать – поднимать, прятать – искать; Матрёшку можно ставить: высоко – низко; Матрёшка маленькая – большая, страшная – красивая, грустная – весёлая.
4. «Найди отличия» (дети стоят у мольберта) На мольберте по порядку висят иллюстрации.
Учитель-логопед: Давайте внимательно посмотрим на них, все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга (ответы детей – они отличаются элементами росписи, но каждая одета в свой костюм).
Учитель-логопед: Правильно, все они отличаются своим убранством.
– К нам пришли матрешки из города Семенова (иллюстрация).
– Пришли матрешки из города Загорска
– Пришли матрешки из города Полховского Майдана
Учитель-логопед: Скажите, на каком по счету месте стоит матрешка из города Семенова? На каком месте стоит матрешка из города Загорска? Какая по счету матрешка Полховского Майдана?
Чистоговорка (отхлопывать ритм):
Ша-ша-ша – Как Матрёшка хороша,
Ши-ши-ши – С Матрёшкой играют малыши.
Учитель-логопед: Вот и мы с вами будем наряжать, каждый свою матрешку. Ну, что ж, друзья, за работу.
3. Практическая работа. У детей раскраски и цветные карандаши.
Звучат русские мелодии
Учитель-логопед: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
4. Итог образовательной деятельности.
Кто к нам приходил? В какие игры играли?
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Берестов, В. Д. Матрешкины потешки // Берестов, В. Д. Читалочка : стихи. – М. : Малыш, 1988. – С. 8.
Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4.
Из истории матрешки // Семья. – 2001. – № 14. – С. 17.
Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2012.
Матрешка – дочь Фукурумы // А почему? – 1991. – № 4. – С. 10
Интернет-станицы:
http://lud-golubeva. narod. ru/index/0-25
http://www. iv-obdu. ru/content/view/101/50/
http://www. vipdoll. ru/история-матрешки/
http://uchitelu. net/media/1789
Метки: Специальная педагогика