Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Игра «Кто где стоит?»
Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей, например, мишку, лису, ежа и т. д. – Кто стоит между мишкой и лисой? – Кто стоит посередине? И т. д.
Цель
Формировать понятие о пространственных отношениях: между, посередине.
Игра «Кто внимательный?» – А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где – левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды. – Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.
Цель
Правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади. Игра «Найди меня» Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома. Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д. »

Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.
Цель
Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве. Игра «Путешествие» – Вы любите путешествовать? – Вам когда – нибудь приходилось путешествовать по клеточкам? – Хотите попробовать? – Сядьте ровно. Положите правильно перед собой тетрадь. Возьмите карандаш. Путешествие началось! Будьте внимательны! Педагог проводит графические диктанты: – поставь точку в середине клеточки, отступи вправо на две клеточки, обведи в ней все стороны, отступи вправо на три клеточки, нарисуй в ней треугольник и т. д. ИЛИ: – поставь точку, поднимись на две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну – вправо, четыре клеточки вниз, одну – влево, одну – вверх, одну – влево, одну – вниз, одну – влево. – Что получилось? – Если вы были внимательны и соблюдали все правила, то у вас должен получиться такой же рисунок, как у меня. (Педагог показывает детям карточку – ответ. ) Педагог проводит 2-3 графических диктанта. Цель
Учить детей ориентироваться на плоскости листа в клетку. Игра «Кто за кем стоит?» Задание. - Ваня, встань за … , между … , за … .
Цель
Закреплять пространственные отношения: «за», «между», и т. д. Игра «Нарисуй». Работа на карточках (или в тетрадях). – Нарисуйте 2 кружка сверху; под ними 3 треугольника; посередине прямоугольник, под ним 2 овала (можно дать задание, уточняя цвет фигуры).
Цель
Развивать умение ориентироваться на плоскости листа. Игра «Что, где?» Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игры. – Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади». Учитель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня» – и бросает мяч учи– телю. – Дверь от тебя? (Слева. ) – Позади тебя? – Большой стул? – Лена стоит? Учитель может называть слова: «Слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.
Цель
Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе;Игра «Расскажи, что где находится» На доске размещены геометрические фигуры, они могут быть разного цвета. Дети рассказывают, где какая фигура находится. (В правом верхнем углу синий треугольник и т. д. )
Цель
Продолжать учить детей определять пространственное расположение фигур на плоскости;Игра на ковре «Назови, что справа (слева), перед (за) тобой» Например: -За мной большое окно. Справа белая дверь. Передо мной парты.
Цель
Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов относительно себя. Игра «Кто, где стоит?» Педагог расставляет детей: около окна (стола, дверей); между партой и стулом; рядом с Юлей и т. п. Спрашивает у детей: «Ты где стоишь?», «Кто стоит между партой и стулом?» и т. д.
Цель
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между»;Упражнение «Выполни задание» – Положи мяч в… (под, на, за), возьми мяч. – Куда положил мяч? – Где взял мяч?Цель
Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;Игра «Где зайчик?» На ковре елочка, пенек и спрятанные игрушки. Задание. -Принести зайчика. Где ты его взял? (Из-за елки; из-под стула; около пенька и т. д. )
Цель
Продолжать учить употреблять предлоги «из-за», «из-под», «между», «около»;Игра «Где находится растение?» На столе в ряд стоят комнатные растения (4-5 шт. , можно использовать картинки). – Сколько всего растений? – Назовите их. – Фиалка стоит на каком месте? – На третьем месте какое растение? – Между геранью и бальзамином какое растение? – Справа от бегонии?Цель
Расширять пространственное представление (справа, слева, между);Игра «Встань, где я скажу» – Встань между фикусом и фиалкой… за геранью… около… справа от… слева от… между и т. д. Цель
Тренировать в умении пользоваться словами «между», «около», «справа», «слева»; называть комнатные растения;Игра «Где находится?» Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами (или геометрические фигуры, разные по цвету, размещает на доске). Дети по очереди рассказывают, где и какая фигура находится. Например: «Синий квадрат посередине». Другой ребенок продолжает: «Красный прямоугольник в верхнем правом углу». И т. д. Затем учитель предлагает детям закрыть глаза, а сама меняет местами фигуры. Раз, два, три-На доску посмотри! Дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось. Цель
Продолжать учить определять положение геометрических фигур на таблице;Игра «Кто куда убежал?»Дети играют парами. Перед каждым ребенком лист бумаги и семь разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу: в углах, по сторонам и одну оставляют в центре, затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: «У меня квадрат находится в верхнем левом углу, а у тебя?». Дети поочередно задают вопросы друг другу. Можно предложить одному ребенку закрыть глаза, в это время другой ребенок меняет положение предметов на листе. Открыв глаза, ребенок смотрит, как расположены фигуры, и рассказывает об этом. Цель
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; Учить словесно обозначать месторасположение предмета;Игра «Положи мяч» (за спину, под стул, около стола, за пенек). Игра «Возьми мяч» – Откуда он его взял? (из-за стола, из-под стула и т. д. )
Цель
Тренировать в умении употреблять предлоги, согласовывать числительные с существительными в роде, числе. Игра «Загадки»Дети составляют из геометрических фигур отгадки. Использовать математические наборы «Учимся считать». – Перед вами наборы «учимся считать» с геометрическими фигурами. Я загадываю загадки, а вы, если отгадаете, не будете говорить вслух, что это, а ответ покажете из геометрических фигур. Внимательно слушайте:Доски на гору везем,Будем строить новый… (дом). – Сделайте его из геометрических фигур, кто какой захочет. После того как дети выложили из геометрических фигур дома, учитель продолжает. Кто раз в году наряжается? (Елка. )Зимой и летом одним цветом? (Елка. )Дети выкладывают елку. Один костер весь мир согревает. (Солнце. )Дети выкладывают солнце. Кто так заливисто поетО том, что солнышко встает? (Петушок. )Перед детьми фигуры: дом, елка, солнце, петушок. – Где растет елка?– Где находится петушок?– Где расположено солнце?Дети отвечают, используя слова «впереди», «сбоку», «за», «наверху». Цель
Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «рядом», «около»;Игра «Где мяч?»У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной сеткой. – Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек). – Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?– Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (на один квадрат вниз и на один влево и т. п. )Педагог диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождения «мячика».
Цель
Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице;Игра «Встань, где я скажу»Дети находят место по указанию учителя. Например: «Таня, встань возле меня. Олег, встань рядом с Таней. Вася, встань впереди Тани, Оля – между Васей и Олегом, Маша – за Олегом». – Кто где стоит?Дети отвечают, кто где стоит.
Цель
Продолжать учить выполнять задание по инструкции; согласовывать количественные числительные с существительными во всех падежах с употреблением предлогов «между», «около», «за»;Игра «Найди спрятанную игрушку» Один ребёнок выходит за дверь, остальные дети прячут игрушку. Чтобы ребёнок смог её найти, ему указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай восемь шагов и там ищи». Вариант игры. На столе стопкой лежат перевёрнутые карточки с маршрутами следования, обозначенными стрелками разных цветов. Педагог предлагает одному из ребят взять карточку, посмотреть маршрут и найти спрятанную игрушку. Найдя игрушку, ребёнок рассказывает, по какому маршруту он двигался.
Цель
Упражнять детей в ориентировке в пространстве, следуя словесной или графической инструкции. Игра «Где звенит колокольчик?» Педагог предлагает кому-либо из детей позвенеть в колокольчик так, чтобы все видели и слышали, что колокольчик находится совсем рядом или далеко, где его почти не слышно. Один ребёнок выходит из класса. В это время остальные дети договариваются, где будет находиться ребёнок с колокольчиком. Когда ребёнок возвращается, его усаживают на стул и завязывают глаза. Колокольчик звенит в условном месте. Ребёнок с завязанными глазами должен определить, близко или далеко от него звенел колокольчик, и точно указать направление, откуда раздался звук ( впереди, сзади и т. д. ) Игра повторяется.
Цель
Упражнять в ориентировке в пространстве, пользоваться словами «далеко», « близко», « впереди», « сзади», на слух определяя местонахождение предмета. Игра «Японские жмурки» Игроки становятся в круг, один посередине, он должен запомнить детей, которые стоят в кругу, глаза у него завязаны. Он – птица. Остальные ходят вокруг него и повторяют: «Птичка, птичка, запертая в клетку, когда ты выйдешь ко мне, моя птичка?» Обойдя круг, дети останавливаются. -Кто стоит за тобой? «Птица» называет имя кого-нибудь из игроков и место, где он находится. Если угадает, на это место становится названный ребёнок и ему завязывают глаза. Если нет – остаётся птицей. Игра продолжается. Цель
Учить детей определять местонахождение своего товарища по отношению к себе, пользуясь словами «слева», «справа», «впереди», «позади». Игра «Учитель» Дети работают парами. Они берут со стола по одной книге и каждый ребёнок находит себе партнёра ( у каждой пары детей должны быть одинаковые книги ). После этого рассаживаются за столы. Педагог предлагает ребятам сначала договориться, с какой картинкой они будут работать, а потом рассмотреть её. -Представьте, что один из вас – «учитель». Он будет задавать вопросы, а другой отвечать. Затем вы поменяетесь ролями. Сначала выберем «учителя». Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счёт «три» выбросьте пальцы, десять пальцев выбрасывать нельзя. Кто меньше покажет пальчиков, тот начинает задавать вопросы по картинке. Итак: «Раз, два, три!» Дети соединяют ладони и определяют, кто из них начинает. Педагог подходит к каждой паре детей, выясняет, у кого выброшено меньше пальцев. После этого педагог напоминает, какие слова должны быть в вопросах: что находится…? Кто справа от…? Кто между…? За каждый вопрос ребёнок получает фишку. Учитель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. В конце работы спрашивает, кто больше задал вопросов.
Цель
Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу». Игра «Найти игрушку» Учитель на полу класса маршрут следования стрелками разного цвета, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, теперь поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай пять шагов и там ищи. Найдя игрушку, ребёнок должен рассказать, как он шёл. Затем игра продолжается с другим ребёнком.
Цель
Учить детей ориентировке в пространстве, пользуясь наглядными и словесными инструкциями. Игра «Нарисуй фигуру» Педагог предлагает детям выполнить задание: -Отсчитайте четыре клетки в верхней строчке и отметьте точками крайние клетки; – Отсчитайте четвёртую строчку от верхней строки вниз и поставьте точку; -Отсчитайте вправо четыре клетки и поставьте точку; -Соедините точки между собой. – Какая геометрическая фигура у нас получилась? ( Квадрат ) -А теперь, пропустив одну клетку, нарисуйте ещё один квадрат.
Цель
Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице; работать без образца, пользуясь словесной инструкцией. Игра с картинками Дети сидят парами. Перед каждой парой одна карточка с картинками, фишки. С помощью жеребьёвки выбирается ведущий. Он задаёт вопросы своему партнёру, используя слова: «слева», «справа», «между» и т. д. Например: «Покажи картинку, на которой собака далеко от мальчика, а кошка справа от девочки». Ребёнок находит картинку. Теперь он будет задавать вопросы. За каждый правильно заданный вопрос ребёнок получает фишку.
Цель
Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

Метки: Специальная педагогика