Внеклассная работа учителя – логопеда в классах «Особый ребенок» и в старших классах школы VIII вида
Внеклассная работа учителя – логопеда в классах «Особый ребенок» и в старших классах школы VIII вида
Одним из важных направлений работы логопеда является внеклассная работа с детьми и с их родителями. Ведь главную роль в эффективности развития ребенка играет его семья, а задача специалиста помочь и подсказать им. Скажем откровенно задача непростая. Я работаю в двух категориях классов: «Особый ребенок» и старшие классы VIII вида. Категории детей и родителей очень разные и поэтому подход к ним тоже немножко отличается. Поговорим о классах «Особый ребенок». В этих классах обучаются дети с тяжелой умственной отсталостью и с целым букетом побочных заболеваний. Родители их очень любят. Но они уже устали бороться за здоровье своего ребенка, они приняли его таким, каков он есть и не видят дальнейших перспектив развития. Сейчас школа для них это возможность хоть на время отдохнуть от своего ребенка.
Задача работы в классах «Особый ребенок» – частичная адаптация и интеграция детей в окружающий социум.
А коррекционно – воспитательные цели учителя – логопеда
1. Объединить усилия семьи и школы.
-
Скоординировать их действия для решения поставленной задачи.
-
Сформировать единое коррекционно – воспитательное пространство «семья – школа».
Для реализации этих целей я выбрала несколько направлений во внеклассной работе.
1. Родительский клуб «Уроки логопеда»
Основной задачей было – объединить усилия семьи и школы для более эффективной адаптации детей в дальнейшей жизни.
В рамках этого клуба проводились лекции, консультации и практические занятия. На Лекционных занятиях я пыталась в более доступной форме рассказать родителям о заболеваниях их детей, обрисовать возможные перспективы, помочь найти специалистов и связаться с ними. Таким образом, наши дети пользуются услугами реабилитационных центров не только в Березниках, но и в Перми, в Екатеринбурге. На консультациях я знакомила родителей с результатами моей работы, знакомила с методами и приемами коррекции, отвечала на вопросы родителей. На практических занятиях присутствовали как дети, так и родители. Я показывала отдельные фрагменты занятий, и родители совместно с детьми работали на них. Вся данная работа сплотила родителей. Сейчас они активно помогают друг другу и мне.
2. Проведение праздников.
На праздниках дети выступают как для своих родных, так и для других детей. Проводятся конкурсы совместные с родителями. Дети учатся общаться не только со своими близкими, но и с другими людьми, раскрепощаются, учатся публичному выступлению.
3. Проведение театрализованных спектаклей.
Через куклу или сценический образ всегда легче сказать о своих проблемах.
Иногда сказки изменяются по желанию детей, и родители могут лучше узнать своего ребенка.
4. Экскурсии.
Родители помогают мне организовывать экскурсии. В таких поездках всегда много новых впечатлений, которыми потом могут поделиться между собой родители и дети. Это делает более прочным интерес родителей к детям.
5. Практические экскурсии.
На таких экскурсиях дети знакомятся с профессиями своих родителях и за одним овладевают практическими навыками : покупки лекарства, газет, оказание первой помощи.
6. Реализация проекта «Зимушка – зима». Этот проект направлен на включение детей в активную творческую деятельность. Продуктом данного проекта должен стать совместный рассказ о зиме с детскими иллюстрациями, и мы запишем его в книгу. Этот проект совмещает как урочную, так и внеурочную работу по изучению курса «Развитие речи» и включает в себя уроки, экскурсии, праздники.
7. Участие в конкурсах.
И результаты не заставляют себя ждать. Дети открыты к общению, они не зажаты, с удовольствием принимают участие во всех конкурсах и соревнованиях.
Другая категория родителей – детей старших классов. Они плохо идут на контакт, в большинстве это неблагополучные семьи, неполные и малообеспеченные. Они мало влияют на своих детей. И поэтому мое общение с ними в основном ограничивается родительскими собраниями, на которых я сообщаю о достижениях их детей. Вся внеклассная работа проходит только с детьми. Здесь основная моя задача это хоть как – то заинтересовать учащихся русским языком и чтением. Дать почувствовать, что они тоже на что – то способны.
Данную задачу я реализую через индивидуальную работу с детьми:
– Подготовка к выступлениям на праздниках, участие в конкурсах.
– Совместно с классными руководителями организую встречи с интересными людьми. (перед этими встречами я пытаюсь заинтересовать ребенка в этом человеке и мы совместно продумываем вопросы)
– Проводим классные конкурсы, викторины, КВНы.
Для успешной внеклассной работы каждый специалист должен четко сформулировать перед собой задачи и направления работы с детьми и их родителями. Они будут достигнуты только в одном случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.
Обычно мои задачи совпадают с желаниями родителей, и поэтому я жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, и сформировать единое коррекционно-воспитательное пространство «семья-школа».
Метки: Специальная педагогика